25 октября — память священноисповедника Николая (Могилевского), митрополита Алма-Атинского и Казахстанского

25 октября Русская Православная Церковь чтит память священноисповедника Николая (Могилевского), митрополита Алма-Атинского и Казахстанского. Он пережил предательство ближних, ссылки, тюрьмы, лагеря, голод, нищету и болезни, но не усомнился в милости Божией. Николай (Могилевский Феодосий Никифорович), митрополит Алма-Атинский и Казахстанский родился в 1874 году в семье псаломщика села Комиссаровки, Верхне-Днепропетровского уезда, Екатеринославской губернии. Окончил Екатеринославское духовное училище и Екатеринославскую духовную семинарию. По окончании семинарии был учителем второклассной церковной школы. В 1903 году поступил послушником в Нилову пустынь Тверской епархии и в 1904 году был пострижен в монашество. 27 мая 1905 г. рукоположен в сан иеродиакона, а в октябре того же года – во иеромонаха. В 1911 году окончил Московскую духовную академию со званием магистранта. С 1911 по 1912 гг. – помощник инспектора Московской духовной академии. С 1912–1913 гг. – инспектор Полтавской духовной семинарии. С 1913–1916 гг. – инспектор Черниговской духовной семинарии. В 1915 году возведен в сан игумена. С 10 октября 1916 г. по 12 июня 1917 г. – архимандрит-настоятель Княже-Владимирского монастыря в Иркутске и заведующий Иркутской учительской миссионерской школой. 12 июня 1917 г. – первый выборный ректор Черниговской духовной семинарии. 26 октября 1919 г. хиротонисан во епископа Стародубского, викария Черниговской епархии. Хиротонию совершали в г. Чернигове: архиепископ Пахомий Черниговский и Нежинский и епископ Иоанн, викарий Новгород-Северский. С 1920 года – епископ Сосницкий, викарий той же епархии. С конца 1922 года несколько месяцев примыкал к обновленцам. Затем узнав о ложности действий последних, удалился от них и тайно скрывался в монастыре «Божье дело», приписанном к Ниловой пустыни. С 6 августа 1923 г. – епископ Каширский, викарий Тульской епархии. С 19 октября 1923 г. управлял Тульской епархией и Одоевской. Положение в епархии в это время было очень тяжелое. Обновленцы захватили большинство приходов. Но и со своей маленькой паствой епископ Николай упорно боролся против врагов православия. Когда обновленцы начали подготовку к собору 1925 года, епископ Николай разделял общее почти у всех православных архиереев мнение, что этот собор, на котором обновленцы заранее завладели для себя всеми преимуществами, может принести православию только вред. Поэтому он сделал предписание настоятелям и церковным советам не входить в переговоры с обновленцами. Тульское Епархиальное Управление принимало все меры для привлечения православных к участию в съезде и соборе, но епископ Николай и его паства твердо держались намеченной тактики. С 8 мая 1925 г. епархией не управлял. С 16 сентября 1927 г. – епископ Орловский. С апреля 1931 г. епархией не управлял. В 1941 году возведен в сан архиепископа. В 1942 году епархией не управлял, а был настоятелем Вознесенской общины г. Челкара, Казахской ССР. С 5 июня 1945 г. назначен архиепископом Алма-Атинским с титулом «Алма-Атинский и Казахстанский». В 1947 году ко дню Св. Пасхи награжден крестом на клобук. С 1951 года одновременно управлял и Семипалатинской епархией. В феврале 1955 г. возведен в сан митрополита по случаю 35-летия пребывания его во епископстве. Скончался 25 октября 1955 г. На Юбилейном Архиерейском соборе в августе 2000 года митрополит Николай был причислен к лику святых.

Приведем небольшие фрагменты   проповедей священноисповедника Николая (Могилевского): «Пожелание мира из уст священника часто слышим мы в церкви: и перед чтением Апостола, и перед чтением Евангелия, и в другие моменты службы, и при благословении вас на выход из храма. И вы в ответ на это, громко или только про себя, отвечаете: «И духови твоему!» Что это, только личное пожелание священнослужителя? Нет, други моя, это — гораздо больше. Все мы нуждаемся в мире душевном. У каждого есть свои огорчения, недуги, обиды, так что иной раз и места себе не находим. По-разному ищут люди, как восстановить свой мир душевный: иные развлекаются, чтобы только забыться, некоторые даже обращаются к вину. Но не находят они таким образом прочного мира. И только в храме могут люди действительно сложить с себя все горести и получить этот желанный мир. Вы знаете, что сказал Христос: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них». Мы верим и знаем, что с нами в храме невидимо присутствует Сам Господь. И это Он через священника подает нам мир, подобно тому, как пришел Он к Апостолам и сказал: «Мир вам!» И этот мир, это утешение совсем не такие, какие можем мы найти временно среди суеты мирской. «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не как мир дает, даю вам». Этот небесный мир является началом того блаженства, которое испытывают любящие его в загробном мире. Желаю же и вам всем такого прочного мира, и провозглашаю это вам, как священнослужитель. Итак, мир вам! С миром изыдем!» (29.06.1952 г.). «Гордость — начало греха — падение диавола и Адама — ослабляет духовное делание человека и отдаляет от Бога. Уничтожает всякую добродетель. Осуждение ближних — презрение близких — все это от гордости. Человек теряет образ Божий, приобретает свойства диавола. От гордости — начало ереси — Арий и современные сектанты, отход от Церкви, они от гордости искажают все учение Церкви. Старайтесь побороть в себе гордость! Молитесь: «Избави нас, Господи, от гордости!» Чем побороть гордость? — Смирением. Не обращать внимания на обиды и оскорбления. Смиряться перед всеми. «Блаженни нищие духом…» — возлюбите смирение! Покорность воле Божией спасет нас. Образом смирения для нас должен быть Христос. Всегда помните Его смирение. Помните смирение Божией Матери! Умоляю вас, други мои, приобретайте смирение, так как это самое дорогое сокровище, которое мы должны получить здесь, чтобы там иметь блаженство с Господом! Храни вас Господь от гордости! «

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *