28 ноября — начало Рождественского поста

Рождественский пост  начинается 28 ноября и продолжается до 7 января (праздника Рождества Христова), длится 40 дней (т.е. равен предпасхальному посту, Рождество Христово считается второй Пасхой (в древних Типиконах под 25 декабря (дата празднования  по старому стилю) значится: «Пасха. Праздник тридневный»),  именуется в Церковном уставе малой Четыредесятницей. Назначение Рождественского поста – подготовить верующих к встрече Рождества Христова,  чтобы они, очистив себя покаянием, молитвою и постом, с чистым сердцем, душой и телом могли благоговейно встретить явившегося в мир Сына Божия, принеся Ему, кроме обычных даров и жертв, свое чистое сердце. Так как заговенье (канун поста) приходится в день памяти св. апостола Филиппа (27 ноября), то этот пост носит также название  Филиппового поста.

По строгости Рождественский пост уступает Успенскому и приравнивается к Петрову посту (исключая последние дни). Наиболее строгое воздержание – «сухоядение» (воздержание от вареной пищи) назначается на понедельник, среду и пятницу во все седмицы (недели) поста. Во вторник и четверг разрешается вино и елей. Употребление рыбы разрешается в субботы и воскресенья поста, а также в остальные седмичные дни, если случится великий двунадесятый праздник или великий праздник святому, или храмовый праздник.  В последние дни поста (с 2 по 6 января) установлен строгий пост: воспрещается вкушение рыбы даже в субботы и воскресенья. Наиболее строгим воздержанием освящается последний день поста (6 января), именуемый сочельником. Название происходит от слова «сочиво» (вареные зерна риса или пшеницы). Вкушать сочиво разрешено в канун праздника после Литургии, которая соединяется с вечерней (т.е. после вечерни Рождественской, когда уже начался церковный день Рождества). Этого строгого поста не бывает, если сочельник приходится на субботу или воскресенье. Тогда вкушение пищи разрешается ранее вечера — по отпусте Литургии, которая служится с утра.  Правила питания в пост, которые указаны в календарях, относятся к монастырскому Уставу – это идеальная норма. Миряне могут получить послабление у священника в зависимости от конкретных условий жизни и здоровья. Гастрономическая составляющая поста не цель, а лишь средство для правильной духовной жизни, основанной на молитве и таинствах Покаяния и Причащения. Пост без молитвы – это просто диета.

Главное – помнить, что «не одни уста должны поститься, — нет, пусть постятся и око, и слух, и руки, и все наше тело» (Святитель Иоанн Златоуст). Святитель Василий Великий, стремясь предварить  неправильное понимание назначения поста, пишет: «истинный пост есть устранение от злых дел. Прости ближнему оскорбление, прости ему долги. «Не в судах и сварах поститеся». Не ешь ты мясо, но поедаешь брата. Воздерживаешься от вина, но не удерживаешь себя от обид. Вкусить пищу дожидаешься вечера, но тратишь день в судебных местах». Дни поста, отвлекают человека от суеты будней, требуют от него чистой жизни для Бога. Это – другое, неотмирное время. Святитель Лев Великий отмечает: «Само хранение воздержания запечатлено четырьмя временами, чтобы в течение года мы познали, что непрестанно нуждаемся в очищении и что при рассеянии жизни всегда надо стараться нам постом и милостынею истреблять грех, который приумножается бренностью плоти и нечистотою пожеланий». Кроме жертв и милостыни, необходимы смирение и покаяние: «В наступившие дни святого Поста приведи себя в порядок, примирись с людьми и с Богом. Сокрушайся и плачь о своем недостоинстве и гибели своей, тогда получишь прощение и обретешь надежду спасения. Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит, а без этого никакие жертвы и милостыни не помогут тебе» (Игумен Никон (Воробьев).

Приходской листок №2 от 27 ноября 2017 года — Рождественский пост

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *