Рождественское послание Преосвященного Флавиана, Епископа Череповецкого и Белозерского

Рождественское послание Преосвященного Флавиана, Епископа Череповецкого и Белозерского, монашествующим, пастырям,  и всей боголюбивой пастве Череповецкой  Епархии Русской Православной Церкви.

«Когда пришла полнота времени,
Бог послал Сына Своего Единородного,
Который родился от жены, подчинился закону,
чтобы искупить подзаконных,
дабы нам получить усыновление».

(Гал. 4: 4-5)

 

Возлюбленные о Господе служители алтаря Господня,
всечестные иноки и инокини,
дорогие братья и сестры!

Примите мое сердечное поздравление с радостным и мироспасительным праздником Рождества Христова! С трепетом и радостью встречаем мы это торжество, в молитвенном благоговении совершая воспоминание события, вместе с которым, по слову Церкви, воссиял миру свет разума.

Радостно встречая Рождество Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, мы исполняемся светлой верой, радостной надеждой и искренней любовью к Промыслителю мира и друг ко другу. С рождением Христа Спасителя падает преграда, разлучавшая нас с Богом. Воплощение Иисуса Христа мы называем тайной, ибо оно произошло через Духа Святого и Марию Деву. Такое событие было только однажды в истории и никогда больше не повторится. Вот почему апостол Павел писал, что Пришествие Христа-Спасителя в мир — это «Великая благочестия тайна». (1 Тим. 3:16).

Сошедши на землю и став человеком, Сын Божий принимает на Себя бремя наших беззаконий, все наказание за них. «Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, – пишет святой апостол Петр, – дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды» (1 Пет. 2:24). В Боговоплощении воссоздается человеческая природа: «Христос рождается прежде падший воскресити образ». «Бог на землю сниде, да нас на небеса возведет», – учит Святая Церковь.

Сегодня день чудес, когда Безначальный начинается, Невидимый принимает человеческий облик, Могущественный видится беспомощным младенцем, Податель всех благ Сам нуждается в материнской защите, Повелитель Ангелов бежит от воинов Ирода. Такова Божественная Воплотившаяся Любовь – не изменяя Своей природы, Она входит в этот постоянно меняющийся и мятежный мир, чтобы успокоить его бурю. Своим смирением унять нашу гордость, Своей милостью исцелить наше бессердечие, Своим свышним миром прекратить наши бесконечные распри и раздоры.

Но сегодня весть о рождении Спасителя мира обращена к самодовольному и гордому своими технологическими завоеваниями человеку XX и XXI века, который в своем укоренении во грехе и отступлении от заветов Родившегося Богомладенца окончательно искажает свою человеческую природу. Вместо богоуподобления и возрастания в любви к Богу и ближнему люди зачастую стремятся к захвату власти самыми жестокими и бесчеловечными способами, являя миру оружие массового поражения, в результате чего целые народы подвергаются истреблению.

В частности не может не вызывать нашей озабоченности положение дел в Украине, где идет гражданская война и истребление народа на Донбассе по региональному и религиозному признаку. К сожалению, несмотря на все наши усилия и призывы, мы вынуждены констатировать углубление межрелигиозного конфликта. Уверен, что действия раскольников были бы менее агрессивными, если бы они не чувствовали поддержку со стороны отдельных государственных деятелей, которые, вопреки своим заявлениям о невмешательстве в церковные дела, стремятся всеми допустимыми и недопустимыми методами поддержать то или иное раскольническое движение. Подобный подход не приведет к уврачеванию кровоточащей раны, а еще больше углубит ее. Русская Православная Церковь, стремясь к единству, настаивает на каноническом разрешении данной проблемы. Будем стремиться, чтобы наша жизнь и убеждения соответствовали божественным законам и церковным правилам, и тогда мир Христов, явленный в Боговоплощении, коснется каждого сердца и разрушит стену разделения и разобщения между братскими православными народами.

Острым также остается вопрос преследований и гонений на христиан по всему миру. Достаточно сказать, что каждые пять минут в какой-нибудь части света христианин погибает за свою веру. Непростая ситуация в Сирии, где ведутся боевые действия, в результате которых разрушаются христианские храмы и селения, гибнут ни в чем неповинные мирные жители.

Сегодня для человека характерны не только изобилие ресурсов, научных  достижений, но также и духовный голод, внутренняя пустота и недостаток религиозного опыта, который зачастую требует логической опоры в вопросах веры. Люди в современном обществе потребления окружены не столько другими людьми, сколько объектами своих, часто греховных страстей. Их повседневное общение состоит не в общении с себе подобными, а в получении благ и всё новых и новых материальных ценностей. Причем путь этот не имеет конца, отнимает все человеческие силы и часто сопряжен с преступлением закона, с грехом, и как результат — с удалением от Бога. Капиталистическое отношение человека к человеку и окружающему миру все больше овладевает умами. Отсюда все наши социальные беды и нестроения. И, казалось бы, что человек сегодня закоснел без вдохновения, без надежды, попал в плен к своим достижениям и страстям, стал жертвой своего собственного эгоизма, оказался отягощенным безнадежной перспективой, но это еще раз побуждает задуматься о степени ответственности человека перед Богом и грядущими поколениями. Священное Писание учит, что именно человек — венец творения — ответственен за все то, что происходит в мире.

Прошедший год, дорогие братья и сестры, – это год, когда всем нам, нашему обществу, необходимо осознать уроки столетия, прошедшего с 1917 года – с начала тех страшных для русского народа испытаний, последствия которых мы ощущаем и по сей день. Мы понимаем, что оценки произошедшего могут быть разными, но одно мы можем сказать твердо: причиной русской катастрофы в ХХ веке стало отступление нашего народа от Божиих заповедей, от христианских ценностей, пренебрежение церковной жизнью, теплохладность  или даже совсем полное отрицание веры. И только возвращение к евангельским ценностям, к полноценной церковной жизни, к христианскому внутреннему труду может существенно изменить наше общее бытие и дать России достойное будущее.

Почитание новомучеников и исповедников Российских должно выражаться в нашем стремлении стать подлинными – не номинальными – христианами, верными детьми Церкви, живыми, действующими ее членами. Мы должны быть православными не только по факту крещения, не только потому, что мы время от времени бываем в храме и следуем некоторым традициям, но по образу жизни, по любви нашей к Богу и ближним. И если мы действительно хотим и стремимся стать такими, то у нас будет и всё остальное: и восстановление старинных храмов, и строительство новых, и укрепление приходских общин, и развитие церковного образования, и дела милосердия.

В минувшем году мы видели и добрые плоды на ниве Христовой. В нашей епархии продолжается процесс восстановления, строительства и открытия храмов, монастырей и воскресных школ. В частности в прошедшем году был открыт Ново-Леушинский женский монастырь. Кроме того, мы молитвенно отмечали 500-летие Свято-Троицкой Филиппо-Ирапской пустыни а также 500-летие Кирилло-Новоезерского монастыря. Монашество было всегда оплотом Православной Церкви, и мы с благодарением Богу отмечаем, что количество людей, избравших монашеский подвиг увеличивается в нашей епархии с каждым годом.

Всех вас, возлюбленные братья-сопастыри и наши дорогие чада церковные благодарю за самоотверженное и жертвенное участие в жизни нашей епархии. Молитвенно желаю вам в духовном ликовании встретить великий праздник Рождества Христова, который, по словам святителя Московского Филарета, пусть «будет вашей собственной радостью, истинной, чистой и полной!».

Праздник Рождества, в первую очередь, обращен к нашим душам. Вера в Спасителя дает спасение и наполняет смыслом нашу жизнь. Из этого проистекает надежда, свет, человечность. Воплотившийся Христос побуждает и вдохновляет нас стать людьми и освободиться от оков обмирщения и отчуждения. И этим путем последовательно идут многие – бесчисленное множество верующих. Я радуюсь, когда посещаю приходы епархии и удостоверяюсь, сколь многие, а среди них и молодые, снова обретают путь к вере. Это явление удивительно и вселяет надежду на доброе и светлое будущее.

Встречая мироспасительный праздник Рождества Христова и Новолетия, шлю всем вам, возлюбленные, пожелания духовной радости и счастья, здравия и спасения! Да будет грядущее время мирным и благословенным для Отечества нашего и для каждого из нас! Милость и благодать (см.: Евр. 4:16) явившегося в мир Богомладенца Христа да пребывает со всеми вами!

 

Божиею милостию, Преосвященный Флавиан,

Епископ Череповецкий и Белозерский.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *