Крещенская вода

Вода, освященная в Крещенский Сочельник и в сам день Крещения Господня является освященной крещенской водой, именуемой также Великой Агиасмой (по-гречески «агиасма» — «святыня»).

Водоосвящение или водосвятие, бывает малое совершаемое во всякое время на водосвятном молебне, и великое. Великое водоосвящение совершается дважды в году – в самый день Богоявления, а также накануне, в навечерие Богоявления (Крещенский сочельник). В сочельник и в самый день праздника Богоявления (Крещения Господня) освящение воды совершается одинаково (по одному чину). Изначально в сочельник 18-го января воду освящали в храме, а в сам праздник 19-го – на источнике (озере, реке, море).

Вода, освященная 18 января, ничем не отличается от воды, освященной 19 января: по Уставу в Крещенский сочельник также полагается освящать воду чином великого освящения, хотя это еще предпразднство Богоявления. В наше время двукратное совершение чина великого водосвятия стало уставной традицией. В древней Церкви для этого была важная причина: накануне этого праздника совершалось крещение оглашенных. Ради этого таинства и совершалось первое великое водосвятие в воспоминание Крещения, которое принял Господь в водах Иордана от руки св. Пророка Иоанна Предтечи. Разница между первым и вторым освящением том, что в Навечерие Богоявления водосвятие совершалось в храмах, где крестились оглашенные, а в день праздника Богоявления шли на реку Иордан. «Освящение воды — не просто обряд. Хотя оно и не входит в число семи таинств, но как и в каждом таинстве, в нем происходит преображение материи, ибо обыкновенная вода, которую мы наливаем из крана, преображается и становится святой. Как и в каждом таинстве, здесь происходит встреча человека с Богом, а значит, его освящение и обновление. Происходит нечто гораздо большее, чем то, что случалось с людьми, приходившими к Иоанну Крестителю. Приходя к Иоанну, люди принимали крещение покаяния и получали оставление грехов. А через приобщение к святой воде мы … соприкасаемся с Богом Живым». (митрополит Иларион (Алфеев)).

Ежегодно в Крещенский сочельник у храмов выстраиваются длинные очереди верующих, которые приходят запастись крещенской водой на целый год. Ее пьют понемногу утром натощак. Ею освящают дома и рабочие помещения, чтобы призвать благодать Божью в помощь людям. Однако же главный смысл не в том, чтобы взять в эти дни воду, а в том, чтобы помолиться во время ее освящения, поприсутствовать на молебне, ведь Господь дает благодать для исцеления святой водой недугов именно по молитве.

«Освященная вода, – как писал святитель Димитрий Херсонский, – имеет силы к освящению душ и телес всех, пользующихся ею». Она, приемлемая с верой и молитвой, врачует наши телесные болезни. Преподобный Серафим Саровский после исповеди паломников всегда давал им вкушать из чаши святой богоявленской воды. Святитель Лука Крымский советовал: «Пейте святую воду, как можно чаще. Это самое лучшее и наиболее эффективное лекарство. Это говорю не только, как священник, но и как врач. Из моего опыта в медицине». Преподобный Серафим Вырицкий всегда советовал окроплять продукты и саму пищу крещенской водой, которая, по его словам, «сама все освящает». Когда кто-нибудь сильно болел, преподобный Серафим благословлял принимать по столовой ложке освященной воды через каждый час. Он говорил, что сильнее лекарств, чем святая вода и освященное масло, – нет.

Купание в Иордани. Если православный человек имеет намерение последовать обычаю окунуться в Иордань, следует взять на это благословение у священника. Разумеется, надо помнить, что это омовение не очищает, как некоторые думают, автоматически от всех грехов. Купание в освящённых водоёмах является лишь традицией, никакого очищения от грехов оно не несёт и не является заменой Таинству Покаяния (Исповеди).

Можно ли пить святую воду не натощак?

Есть благочестивый обычай пить святую воду натощак каждый день или тогда, когда человек чувствует необходимость в духовной помощи. По традиции святую воду принимают натощак по утрам, что вполне объяснимо: первым делом человек вкушает святыню, а потом уже приступает к обычной пище. Что касается оставшихся суток, то в Типиконе (Типикон, гл. 48 – месяцеслов, 6 января, 1-е «зри»). сказано, что неразумно воздерживаться от святой воды по причине употребления пищи: «Да будет известно всем о святой воде: отлучающие себя от святой воды по той причине, что уже вкусили пищу, не доброе творят, ибо благодать Божия дана на освящение миру и всей твари. Так же и кропим ею всюду, и во всяких нечистых местах, и даже под ногами нашими. И где же разум у тех, кто не пиет ее по причине вкушения пищи». То есть Церковь не запрещает пить святую, даже крещенскую воду в любое время и укоряет тех, кто считает, что пить святую воду не натощак нельзя.

Как использовать водопроводную воду в Праздник Крещения?

Никаких ограничений на использование водопроводной воды в Крещение (Богоявления) Церковь не устанавливает. Но использовать принесенную из храма освященную на чине великого освящения Крещенскую воду, конечно, следует не для мытья и стирки, а с благоговением и молитвой употреблять, пить, окроплять жилище, причем использовать благоговейно не только неделю после праздника, но и в течение всего года.

Если святая вода испортилась. Если святая вода испортилась,  ее следует вылить в какое-то непопираемое место, например, в проточную реку или в лесу под дерево, и сосуд, в котором она хранилась, больше не пускать в бытовое  употребление. А  если Крещенская вода, оставшаяся  с прошлого года, допускает обычное употребление, т.е. сохранилась нормально, то ее и следует употреблять, как обычно — с благоговением и с молитвой пить утром натощак, при экстренной нужде — и в любое время дня.

Как следует обращаться со святой водой. С Крещенской водой надо обращаться благоговейно. Святыня должна быть окружена почтением. Святую воду набирают в чистый сосуд и ставят, как правило, туда, где находятся иконы.  «Когда мы почерпаем святую воду, мы должны помнить, что почерпаем великую святыню, прикасаемся к иному миробытию, к  иной,  Божественной  реальности.  Вот  почему  мы  должны  с благоговением почерпать святую воду. Иногда люди спешат взять воду и пойти по своим делам, иногда хотят подойти раньше своего соседа. Что греха таить, мы часто почерпаем святую воду неблагоговейно, громко разговаривая, а иногда даже вступая в конфликты — по человеческой слабости, по некоему недомыслию, по непониманию того, что означает для нас почерпнуть святую воду. Я всех сегодня призываю к мирному духу, к состоянию покоя, радости, потому что нам через Божественную благодать открываются врата вечности, указывающие путь к Царствию Небесному. И пусть святая вода, почерпнутая в храмах Божиих, на водоемах, там, где совершается ее освящение, будет действительно даром Святого Духа, водой, текущей в жизнь вечную» (Патриарх Московский  и всея Руси Кирилл). Святую воду можно разбавить простой чистой водой, и она будет также полна благодати. Поэтому вовсе не стоит надрываться, унося из храма 30-литровую канистру. Достаточно взять небольшую бутылку и расходовать ее равномерно весь год.

Святитель Феофан Затворник пишет: «Вся благодать, идущая от Бога через святой Крест, святые иконы, святую воду, мощи, освященный хлеб (артос, антидор, просфоры) и др., включая Святейшее Причастие Тела и Крови Христовых,— имеет силу лишь для тех, кто достоин этой благодати через покаянные молитвы, покаяние, смирение, служение людям, дела милосердия и проявление других добродетелей христианских. Но если нет их, то эта благодать не спасет, она не действует автоматически, как талисман, и бесполезна для нечестивых и мнимых христиан (без добродетелей)».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *