Грызлова Фаина Александровна. Из истории монастыря.

Конец XVIII — начало XX вв. в России — это период возрождения и расцвета женского монашества. Этому способствовал ряд факторов. Во-первых, общий духовный подъем в Русской Православной Церкви с конца XVIII в., сопровождавшийся, в частности, расцветом старчества в русских монастырях. Старцы осуществляли духовное руководство большинством насельниц женских обителей. Во-вторых, с конца XVIII в. все больше и больше представительниц господствующего дворянского сословия обращаются к традиционным русским духовным и культурным ценностям, становясь если не основательницами и насельницами, то благотворительницами женских обителей. В-третьих, падение крепостного права способствовало изменению положения женщины в обществе: она получила относительную свободу, могла чаще принимать самостоятельные решения. Русская крестьянская девушка находила в монастыре занятия, хорошо ей знакомые и привычные в родительском доме, и главное — монастырь давал удовлетворение её исканиям, а жизнь приобретала более глубокий смысл.  Особенностью многих женских монастырей была строгая подвижническая жизнь, сочетавшаяся с широкой социальной и благотворительной деятельностью, организацией школ, приютов, всевозможных рукодельных и иконописных мастерских, больниц, богаделен. К таким монастырям (обычно имевшим несколько сотен монахинь) относились: Новодевичий в Петербурге во главе с игуменьей Феофанией Готовцевой, Бородинский ,основанный Марией (Тучковой), Покровский в Киеве, основанный великой княгиней Александрой Петровной (в иночестве Анастасией), Марфо-Мариинская община в Москве, основанная в 1916 г. великой княгиней Елизаветой Федоровной и другие.  К этой же группе русских женских монастырей относился также и Леушинский Иоанно-Предтеченский первоклассный общежительный монастырь Череповецкого уезда Новгородской губернии, основанный в 1885 г., во главе которого стояли игуменья подвижница благочестия и духовная писательница Таисия (Солопова) (1842-1915 гг.) и игуменья Агния (Благовещенская) (1868-1938 гг.).  Свое имя Леушинский Иоанно-Предтеченский монастырь получил по приходскому храму во имя св. Предтечи и Крестителя Господня Иоанна в селе Леушино Череповецкого уезда Новгородской губернии. Создавшаяся при храме в 1870-х гг. женская община переросла впоследствии в монастырь. Храм же остался за пределами монастырской стены в качестве кладбищенской монастырской церкви. Монастырь располагался между двумя губерниями: Вологодской и Ярославской, между городами Череповцом и Рыбинском.  В конце XIX — начале XX вв. Леушинский Иоанно-Предтеченский монастырь, благодаря неутомимым трудам игуменьи Таисии и молитвенному покровительству Иоанна Кронштадтского, встал в один ряд не только с древними и прославленными обителями Новгорода Великого и Северной Фиваиды, но и с такими обителями Святой Руси как Дивеево и Шамордино. Он являлся одним из самых больших женских монастырей России. Леушинский монастырь дал начало другим женским монастырям на Севере Руси, основанным или возрожденным неутомимой труженицей и «сотрудницей отца Иоанна», игуменьей Таисией: Сурскому Иоанно-Богословскому, Иоанновскому в Санкт-Петербурге, Воронцовскому Благовещенскому на Псковщине,  Анто-ниево-Черноезерскому и Парфеновскому Богородицкому в Новгородской губернии, Ферапонтову Рождества-Богородицы (со знаменитыми фресками Дионисия) в Вологодской. Леушинский Иоанно-Предтеченский монастырь создал особую традицию в русском женском монашестве и стал заметным явлением в духовной жизни Русской Церкви. Монастырь оставался действующим до 1931 г., а в 1941-1946 гг. был затоплен водами Рыбинского водохранилища. Тем не менее, будучи физически уничтоженным, Леушинский Иоанно-Предтеченский монастырь, Леушино, как особое духовное явление, продолжает существовать. Архивные  документы свидетельствуют о том, что  в 1875 году в  селе Леушино была учреждена женская община. Поначалу ее возглавила монахиня Софийского Рыбинского монастыря Сергия. В первые годы своего существования община претерпела множество скорбей. Первую начальницу вскоре сменила другая — монахиня Леонтия из Горицкого Воскресенского монастыря. За ней пришла третья руководительница.  Видя, что дела в общине идут неважно, митрополит Санкт-Петербургский и Новгородский Исидор хотел вовсе закрыть общину. Благословляя в 1881 году монахиню Знаменского Званского монастыря Таисию в Леушино, митрополит Исидор сказал ей, что «эта община требует умного распоряжения, деятельного надзора; я тебя четвертую назначаю, а если и ты не сделаешь ничего полезного, то я ее закрою». Мария Васильевна Солопова родилась в Петербурге в 1840 году. Родители ее происходили из древних фамилий, отец — потомственный дворянин, Новгородский помещик, мать — из рода Пушкиных, москвичка. В 1879 году Мария Солопова приняла постриг с именем Таисия. Через некоторое время ее назначили начальницей женской общины в деревне Леушино Череповецкого уезда, учрежденной в 1875 году. С приходом матушки Таисии началось преобразование малой общины в первоклассный Иоанно-Предтеченский Леушинский монастырь. Ее заботами были возведены два каменных собора, две церкви — домовая и при богадельне, устроена церковно-учительская школа для девочек, приходская школа, келейные корпуса, собрана обширная библиотека, открыты монастырские подворья в Кириллове, Череповце и Петербурге. Сама Таисия была возведена в сан игуменьи. При Таисии монастырь стал одним из лучших женских монастырей. В канун 1917 года в нем проживало почти 700 монахинь. Главный храм монастыря — величественный пятиглавый собор Похвалы Божией Матери — игуменья Таисия воздвигла по подобию Великой Церкви Киево-Печерской Лавры. Матушка Таисия учредила в особой часовне, где собирались чтимые иконы Богородицы, неусыпное чтение Акафиста Божией Матери, которое продолжалось почти сорок лет. Леушинский монастырь пользовался духовным покровительством святого Иоанна Кронштадтского, которого соединяло с игуменьей Таисией духовное начало. Начиная с 1891 года,  Иоанн Кронштадтский  почти каждое лето посещал Леушино. Подворье Леушинского монастыря было любимым местом служения батюшки в Санк-Петербурге. Богослужения собирали множество народа.

Монастырь вел обширную хозяйственную деятельность. Доходы монастырь получал от разнообразной деятельности. Это и «проскомидный», «молебный», «панихидный» доходы; «кошельковый», «кружечный» сборы; продажа просфор, книг, икон, крестиков, рукоделия; доходы от монастырской гостиницы; —  доходы от сдачи в аренду дома в Петербурге, лавок за оградой монастыря, монастырской пристани на р. Шексна;  пожертвования частных лиц;  проценты с вкладов в банках и на другие нужды.            Расходы монастыря  осуществлялись:  на покупку свечей, ладана, деревянного масла, церковного вина, муки для просфор, богослужебных предметов, церковных облачений и церковной утвари; на строительство и ремонт, освещение и отопление храмов, монастырских зданий; на содержание сестер, рабочих, служащих, богомольцев; на приобретение и ремонт одежды, обуви, экипажей, хозяйственного инвентаря; на приобретение семян и на оплату сельскохозяйственных работ; на епархиальные нужды; на благотворительные  и другие цели. Показатели, в целом, успешной финансово-хозяйственной  деятельности  Леушинского монастыря, имеющиеся в архивных документах были в 1915-1916, 1918 гг. следующими: Год Доход Расход Банковские вклады на 31.12 1915 46585руб.97 коп. 46210 руб.39 коп. 22645 руб. 1916 46745руб.23 коп. 46189 руб.84 коп. 24095 руб. 1918 76850руб.46 коп. 75530руб.26 коп. 36595 руб.

Можно отметить так же тот факт, что, только банковские вклады монастыря,  на 1 июля 1885 г., которые составляли 4075 руб. к 1918 г. (к началу государственной репрессивной политики по отношению к Церкви), увеличились в несколько раз. Казенных средств монастырь не получал, кроме пособий от казны в возмещение 5% налога на банковские вклады за 1885-1891, 1908-1910 годы. Сельскохозяйственные угодья монастыря среди доходных статей не значились.