Игорь Ваганов. ЧЕРЕПОВЕЦКИЙ КРАЙ В СМУТНОЕ ВРЕМЯ.

Несмотря на то, что человеческие поселения встречались на территории нынешнего Череповецкого района и непосредственно города Череповца с древнейших времен (Ягорбская стоянка в устье Ягорбы определяется возрастом около 4 тыс. лет до н.э.), первым постоянным поселением, от которого в дальнейшем вырос Череповец, стал Воскресенский монастырь, основанный ориентировочно (исследования документов позволяют оценить время основания монастыря в 1362 год или несколько годами ранее) в 1360 году при впадении Ягорбы в Шексну.
В конце XVI века Череповецкому Воскресенскому монастырю принадлежали кроме Подмонастырской слободы еще села Федосьево, Никольское и целый ряд других, более мелких, сельских поселений. В это время Воскресенский монастырь находился в ведении московского патриарха.
Население края по тем временам жило вполне сносно, чему немало способствовало и нахождение многих населенных пунктов вблизи старинного торгового пути «из варяг в греки». Село Федосьево постепенно превращалось в крупный торговый поселок. Ко всему неподалеку от монастыря возник крупный по тем временам центр выплавки железа, сырьем для которого служили местные болотные руды.

Наивно было бы думать, что все благополучие края держалось только лишь на трудолюбии жителей и удачном географическом расположения. Основой всего была единая Православная Вера,  крепкое Самодержавие древней династии Рюриковичей, и, как следствие, дееспособная царская администрация и победоносная русская армия. (Напомним, что в конце XVI века доблестный атаман Ермак уже присоединил к России Сибирь.) Но пресеклась в начале XVII века династия Рюриковичей, пресеклась подозрительной гибелью легитимного наследника престола малолетнего царевича Дмитрия. И началось время самозванцев. Самодержавие закачалось. И вместе с ним закачалась, как потерявшая управление лодка, и вся размеренная жизнь гигантского Российского государства. Началось Смутное время!

В сентябре 1609 года армия польского короля Сигизмунда III вторглась в Россию. Началось разорение Русской земли, чему немало способствовало предательство части высшей российской аристократии – часть московских бояр избрали на царский трон польского королевича Владислава (с чем никак не могли согласиться жители обширных российских провинций). Помимо осады крупных русских городов, и в первую очередь Смоленска (а потом и Москвы), часть мелких польских отрядов откололась от основных сил и стала заниматься обычным грабежом провинций. В ответ на вторжение оккупантов началась подниматься волна народного ополчения.

Один из отрядов польских интервентов (отколовшийся от основных сил Лжедмитрия II) в 1610 году добрался до территории Череповецкого Воскресенского монастыря. Отряд был многонациональный: большинство составляли поляки, но были также литовцы, немцы, черкесы, татары и запорожские казаки из отрядов атаманов Заруцкого и Наливайко. Это были профессиональные и хорошо вооруженные воины, для которых военная профессия была основным источником существования. Овладение богатыми монастырскими землями, наверное, представлялось им легким и безопасным походом. Сначала была захвачена территория нынешнего Череповецкого района, а потом оккупанты решили взять штурмом Воскресенский монастырь.
Но монастырь оказал неожиданное ожесточенное сопротивление. Все монахи во главе с архимандритом Моисеем Арцибашевым взялись за оружие. И почти все (кроме архимандрита Арцибашева исторические документы сохранили еще имена погибших иноков-схимников Игнатия и Венедикта) погибли в неравном бою. Монастырь был разграблен и разрушен. Монастырские кельи, главный храм Воскресения, житницы, ограды – все было сожжено. Уцелел только Троицкий теплый храм. Монахам удалось спрятать монастырские книги и главную святыню – икону Воскресения. Потом началось грабежи деревень и сел, в первую очередь разорили Федосьево, Ильинское, Стефановское, Рождественское. Профессиональные военные – дворяне, полностью деморализованные, прятались в укромных местах, в глухих лесных заимках. Туда же – в лесные чащобы устремилось уцелевшее население. Незначительной горстке монастырской братии удалось спастись бегством. (Когда интервенты ушли грабить другие места, монахи избрали себе нового настоятеля – строителя (монастырский чин) Меркурия и приступили к восстановлению разрушенного монастыря.) Самые отчаянные начали организовывать небольшие отряды для борьбы с интервентами. Известный исторический факт, что жители деревни Лихачево создали вооруженный отряд (оружие – вилы, рогатины, дубины, топоры) и помимо истребления мелких групп интервентов, осуществляли и более масштабные операции. Особенно отличался своей храбростью и силой крестьянин Матвей Пушмяк, который, вооружившись обычным топором, насаженным на шест, уничтожал противника более опытного и гораздо лучше оснащенного.
1 июля 1611 года пал Смоленск, после разграбления города король Сигизмунд вернулся в Польшу и распустил войско. Но в России он оставил отряд в 1000 человек для дальнейшего грабежа. Также остались в России и другие менее крупные польские отряды.
Два таких разбойничьих польских отряда под командованием панов Казимира и Будимира в 1611 году (точная дата неизвестна) пришли на территорию нынешнего Череповецкого района, в Чудский приход (нынешняя территория Абакановского сельсовета) и занялись привычным грабежом. Отряд Казимира после грабежа сжег дотла село Пречистое (уцелевшее население вскоре основало неподалеку новое село Погорел). Отряд Будимира ограбил деревню Слабеево, а затем направился навстречу отряду Казимира к селу Пречистому. При выходе из ограбленной деревни поляки шутки ради подожгли мельницу, и от ее горящих колесных лопастей загорелись соломенные крыши крестьянских домов. В итоге деревня Слабеево сгорело дотла! На пути интервентов повстречалась выше упомянутая деревня Лихачево, где был организован местный отряд самообороны во главе с Матвеев Пушмяком. Бой был жестоким, крестьяне дрались отчаянно с численно превосходящим противником. В этом бою поляки понесли значительные потери, но крестьянский отряд был разбит, в бою погиб Матвей Пушмяк, изрубленный саблями поляков. Деревню Лихачево поляки сожгли. Но вскоре уцелевшие жители построили новую деревню Продол (В середине XX века  деревня носила название Подол, здесь проживала семья Пушменкоых, считавшая себя потомками Матвея Пушмяка.)

Когда осенью 1612 году народное ополчение изгнало поляков из Москвы, часть немногочисленных польских отрядов устремилось не на запад, а в северные владения России. Ими была разорены многие населенные пункты северо-западной территории (интервенты дошли до Прионежья). Один из отрядов грабителей  в 1613 году пришел на территорию Череповецкого Воскресенского монастыря и вновь стал грабить и без того разоренный край. Вновь был разграблен только-только начавший отстраиваться Воскресенский монастырь, а настоятель Меркурий насмерть замучен поляками.
Следующее нападение интервентов относится к 1614 году. Сохранился известный документ того времени – «отписка» белозерского воеводы Чихачева вологодским воеводам. В ней он сообщает, что 6 мая 1614 года из Череповецкого края к Белозерску пришло большое количество казаков (среди поляков, как было упомянуто выше, была часть запорожских казаков атамана Заруцкого). Кроме того, воевода опросил уцелевших жителей монастырских деревень Воскресенского монастыря. Из их объяснений следовало, что в августе 1614 года Череповецкий край был полностью разорен, везде бродило множество вооруженных отрядов захватчиков, а неподалеку от разрушенного Воскресенского монастыря через Шексну переправлялось с противоположной стороны множество вооруженных людей.
Время безнаказанных походов на Русь подходило к завершению. Как известно, в 1613 году царем всея Руси были избран Михаил Романов. Первый царь новой династии. Самодержавие установилось, стало укрепляться и Российская государственность.
Польша попыталась вернуть былую славу! В апреле 1617 года королевич Владислав (несостоявшийся правитель России) вновь пошел войной на Россию. Взять Москву ему не удалось, но часть польского войска сумела прорваться на северо-западные территории России.  Один из польских отрядов в 1618 году дошел до территории нынешнего Череповецкого района и в который раз разграбил (точнее, дограбил!) разоренный Воскресенский монастырь и его окрестности.
Но 6 декабря 1618 году Россия заключила мир с Польшей, после чего отряды польских интервентов на территории Череповецкого края не появлялись. Остались различные местные разбойничьи отряды, но с ними (пока не укрепилась местная администрация) успешно справлялись крестьянские отряды самообороны.
В результате подобных разорений Череповецкий край в своем экономическом развитии был отброшен как минимум на столетие назад. Приходилось по крупицам восстанавливать сожженное и разграбленное имущество, отстраиваться, заселяя сожженные селения и города. Начал отстраиваться и Череповецкий Воскресенский монастырь. 5 февраля 1620 года в монастыре появился новый настоятель Киприан, стразу приступивший к восстановлению монастыря. Строились и монастырские деревни  и села. В 1627 году численность монастырских селений составила 124 крестьянских дворов и 23 двора бобылей (ориентировочно 147 человек мужского пола). Полностью Воскресенский монастырь был отстроен в 1644 году. Возрождение Череповецкого края продолжалось!

[1608 г.] – Из «Нового летописца» – о присяге Вологды Василию Шуйскому // Старая Вологда, XII — начало XX в.: сб. док. и материалов. — Вологда: Легия, 2004.

Вологодский летописец. Год 1612 // Вологодские Епархиальные Ведомости. – 1873. — № 8-10.

Бунаков Н. Вологда в начале XVII века // Вологодские Губернские ведомости. – 1857. — № 27-37.

Васильев Ю. «Врагов своих избиша…» // Красный Север. – 1985. – 26.09.

Отписка Устюжан к Вычегодцам, о разорении Ростова Литовскими людьми, о пленении Митрополита Филарета, о присяге Ярославля, Вологды и Тотьмы Лжедимитрию, о решительном намерении всех Устюжан не изменять Государю, о присылке выборных людей из Усольской земли для принятия мер против мятежников и о взаимной присяге действовать за одно // Памятники истории Смутного времени. — М., 1909. – С. 43-45.

1608 г. – Отписка вологжан в Тотьму о совместной борьбе с поляками и литовцами // Старая Вологда, XII — начало XX в.: сб. док. и материалов. — Вологда: Легия, 2004.

1609 г. Января 13. – Из отписки Василия Вербышева к вычегодцам о перенесении образа преподобного Дмитрия Прилуцкого в Вологду и об укреплении города // Старая Вологда, XII — начало XX в.: сб. док. и материалов. — Вологда: Легия, 2004.

1609 г. Февраля 20 – Грамота царя Василия Шуйского вологодскому воеводе Никите Михайловичу Пушкину и дьяку Рахманину Макарьевичу Воронову о назначении голов над вологодскими ратниками и укреплении города на случай осады // Старая Вологда, XII — начало XX в.: сб. док. и материалов. — Вологда: Легия, 2004.

1609 г. Мая 15. – Из похвальной грамоты царя Василия Шуйского вологжанам за верную службу // Старая Вологда, XII — начало XX в.: сб. док. и материалов. — Вологда: Легия, 2004.

Масса И. Краткое известие о начале и происхождении современных войн и смут в Московии // О начале войн и смут в Московии. – М., 1997.

Мерцалов А. Народное движение и «литовское раззорение» на севере России в безгосударное время
// Мерцалов А. Очерки из истории Смутного времени. – СПб., 1895. — С. 182-190.

Суворов И. Деятельность городов нынешней Вологодской губернии в Смутное время // Вологодский сборник. – Вып.IV. – Вологда, 1885.

Суворов И. Разорение Вологодского края в 1612-1613 годах // Вологодские епархиальные ведомости. – 1881. — № 21. – С. 377-378.

Суворов Н. О разорении Вологодского кафедрального Софийского собора поляко-литовцами в сентябре 1613 года // Вологодские епархиальные ведомости. – 1881. — № 21. – С. 377-378.

Сильвестра, архиепископа Вологодского и Великопермского, отписка московским боярам и воеводам, посланная 19-го сентября 1612 года // Русская старина. – 1882. – Т. 36. – С. 677-678.

1613 г. – Письмо архиепископа Сильвестра о потерях, понесенных вологодским духовенством от польско-литовского нашествия // Старая Вологда, XII — начало XX в.: сб. док. и материалов. — Вологда: Легия, 2004.

Смутное время[править | править вики-текст]

Наиболее драматическим периодом истории Вологодчины было Смутное время[5]. В конце 1608 года вологодский воевода Никита Пушкин по примеру ярославцев присягает Тушинскому Вору[6], но потом переходит на сторону Василия Шуйского. В июне 1612 года из Вологды выходит рать под предводительством воеводы Петра Мансурова для помощи ополчению Минина и Пожарского.

22 сентября 1612 года неведомая свора (часто принимаемая за польских интервентов, но которая вполне могла состоять из изменников князя Трубецкого[7]) нападает на Вологду. Началось «вологодское разорение»: убийства, грабежи, пожары. Погиб воевода князь Григорий Долгоруков, дьяк Истома Карташев и многие жители города. Многое погибло в огне пожарищ. Сожгли архиерейские палаты, а епископа Сильвестра взяли в плен и четыре ночи пытали. На старой торговой площади разграбили и сожгли Гостиный двор и торговые ряды, в Зарядье — амбары посадских торговых людей. В Древнем городе, в Рощенье, Фроловке, Козлене, Обухове, Заречном посаде сгорело шестнадцать деревянных церквей. Во время нашествия пострадали и кремлёвские строения: сгорела часть деревянных стен и башен города, пострадал от огня и собор Софии. А те стены, что не сгорели, пришли через несколько лет в ветхость[8].

1 мая 1614 года со стороны реки Шексны, волости Череповесь и Белозерского уезда нa территорию Вологодской епархии напали «воры казаки и черкасы» атамана Баловня, опустошившие волости, гдe находились владения архиерейской кафедры, а также Павло-Обнорский, Корнилиев Комельский и Николо-Катромский монастыри[9]. В целях наведения порядка осенью 1614 года на Вологодчину из Ярославля двинулась рать Валуева. Разбойники уклонялись от сражения, то обещая служить государю, то вновь разоряя монастыри (в декабре 1614 года был разграблен Спасо-Прилуцкий монастырь). Потребовался второй карательный поход воеводы Лыкова, который в январе 1615 года вступил в Вологду. Мятежники были направлены в Тихвин для борьбы со шведами.