М.Г. МАЛЬЦЕВ. ПРАВОСЛАВНЫЕ МОНАСТЫРИ НА РУССКОМ СЕВЕРЕ.

Монастыри Череповецкого края.
К вопросу об их количестве, времени основания и упразднения
Сразу оговоримся, что  под Череповецким краем мы будем понимать объединенную территорию современных Череповецкого, Кадуйского и Шекснинского районов. Что, на наш взгляд, обосновано, так как значительная часть Кадуйского и Шекснин- ского районов до революции относилась к Череповецкому уезду.
В исторических источниках и литературе встречаются упоминания о существовании на этой территории 22 обителей, основанных в древности, а также 2 монастырей (Леушинского и Парфеновского) и 2 скитов (Иоанно-Предтеченского и Успенского), устроенных незадолго до революции. Всего – 26 обителей. Из них 21 монастырь располагался на территории нынешнего Череповецкого, 3 – Шекснинского и 2 – Кадуйского районов.
Причем, две обители можно смело отнести к разряду истори- ческих легенд. Это Троицкий Танищский монастырь (ныне Ка- дуйский район), ставший известным благодаря включению сведений о нем в авторитетный справочник В.В.Зверинского «Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи»1   и Спасский монастырь
в Мяксе. (О нем впервые упоминает игумения Таисия в книге
«Историческое описание Леушинского монастыря»2. А оттуда сведения об обители перекочевали в целый ряд современных краеведческих изданий, в том числе и достаточно авторитетных 3.

На самом деле исторические источники не подтверждают факта их существования. Подробный анализ этого вопроса приводится нами в книге «Церковь Преображения Господня в Мяксе»4.
Таким образом,  список обителей Череповецкого края следует сократить до 24.
Без сомнения, древнейшим монастырем, о котором сохрани- лись письменные упоминания, является Череповецкий Воскре- сенский,  основанный,  согласно  общепринятым  данным,  между
1355 и 1364 годами преподобными Афанасием и Феодосием Череповецкими5.
Народное предание приписывает этим святым и учреждение пустыньки Воскресенского монастыря на Пустынском озере6. Следовательно, ее основание также следует относить ко второй половине XIV века. Правда, отсутствие достоверных источников, подтверждающих данный факт, заставляет нас говорить об этом лишь предположительно.
Если верить В.В. Зверинскому, то вскоре после Воскресенского монастыря образовалась Николаевская в Судьбицах пустынь (ныне Шекснинский район)7. Первое упоминание об этой обите- ли, по словам В.В. Зверинского, содержится в грамоте 1432-1443 годов8. Но анализ грамоты позволяет однозначно утверждать, что в ней идет речь о совершенно другой обители, также посвящен- ной Николаю Чудотворцу, но располагавшейся в низовьях Шексны (недалеко от места ее впадения в Волгу). Первое упоминание о Судьбицкой пустыни встречается только в источниках второй половины XVII века, к которому мы и будем условно относить время ее основания.
Дореволюционный историк Н.Поройков к 1432 году относит появление Николо-Выксинского монастыря9. К сожалению, источник сведений  он не указывает. Скорее всего, исследователь имел ввиду грамоту, названную выше10 и к Выксинскому монастырю никакого отношения не имеющую. Впервые Николо- Выксинский монастырь упоминается в конце XVI века в связи со ссылкой в него последней жены Ивана Грозного Марии Нагой.

То есть учреждение этой обители, по-видимому, следует относить не к XV, а к XVI веку.
Следовательно, документально подтверждается факт существования в XIV-XV веках только одного монастыря – Череповецкого Воскресенского.
Зато в XVI веке появляется сразу множество обителей.
В 1517 году была образована Филиппо-Ирапская пустынь11.
В 1522 году (по другим источникам – в 1524 г.12 была основа- на Успенская Воронина пустынь (на месте обретения чудотвор- ной Воронинской иконы Божией Матери)13. А 20 ноября 1568 го-
да царь Иван Грозный приказывает губному старосте Якову Ми- хайлову, сыну Гневашеву отписать на себя «монастырь Богояв- ленья Господня» в Новой Ёрге. Следовательно, он был основан не позднее середины XVI века14 .
В 1582-1583 годах старец Кирилло-Белозерского монастыря Александр строит Георгиевскую пустынь в Надпорожье 15  (к со- жалению, точно локализовать местоположение данной обители нам не удалось, поэтому мы ее условно относим к территории Череповецкого края, учитывая, что село Надпорожье ныне находится на территории Череповецкого района).
В переписной книге Вологодского уезда 1589-1590 годов упоминаются две обители: Преображенская пустынь, что в Ёзовых16, и запустевший Спасский монастырь на речке Доровице, который можно сопоставить как со Спасским монастырем близ города Ломска, так и со Спасо-Ломской пустынью. Обе обители были
основаны преподобным Игнатием Ломским не позднее 1591 года и располагались недалеко друг от друга17.
По-видимому, в конце XVI века была учреждена Антониева Черноезерская пустынь (ныне Шекснинский район). Общеприня- той датой преставления ее основателя преподобного Антония Черноезерского считается 1598 год18.
Возможно, в XVI веке образовалась Досифеева пустынь, осно- вание которой народное предание связывает с именем Ивана Грозного19. Однако достоверные источники, подтверждающие ее существование, относятся только к XVII веку.

Как отмечалось выше, к XVI веку следует относить и учреждение Николо-Выксинского монастыря.
Следовательно, на территории Череповецкого края в XVI столетии существовало, по меньшей мере, 12 обителей. Правда, две из них (Спасский монастырь близ города Ломска и Богоявленский монастырь в Новой Ёрге) прекратили свое существование в том же веке. Недолго просуществовала и Георгиевская пустынь в Надпорожье, которая уже в 1654 году числится запустевшей.
На рубеже XVI-XVII веков список череповецких монастырей пополняется еще 2 обителями: Шухтовским Покровским20 и Афанасовским21 монастырями. Но их история оказалась очень короткой: оба они были разорены в Смутное время и больше не восстанавливались. По-видимому, «литовское разорение» стало причиной упразднения еще двух обителей  – Пустыньки Воскре- сенского монастыря на Пустынском озере и Георгиевской пусты- ни в Надпорожье.
То есть во второй половине XVII века продолжается история только 8 из 14 перечисленных выше монастырей. Правда, потери вскоре компенсируются.
В 1626 году мы встречаем первое упоминание о Дмитриевской на Югу пустыни22 , в 1636 – об Ильинском Пошехонском монастыре23, в 1674 – о Лешенской Благовещенской пустыни24, а в
1678 – о  Николаевской Судьбицкой пустыни25.
Правда, история большинства перечисленных монастырей оказалась очень короткой. В источниках XVIII века как действующая обитель упоминается только Дмитриевская на Югу пустынь.
Процесс появления новых монастырей, по-видимому, не пре- кращался даже в XVIII веке. Так, в документах второй четверти XVIII столетия  мы впервые встречаем упоминание Герасимовой пустыни, располагавшейся на границе современных Череповецкого и Шекснинского районов 26 . Она упоминается в числе владений Кирилло-Белозерского монастыря в 1726-1737-х годах. Возможно, Герасимова пустынь – другое наименование Лешенской обители.

К сожалению, ничего не известно о времени основания Вырдомской пустыни, о которой сообщается в «Истории российской иерархии» 27. Однозначно можно утверждать только, что во второй половине XVIII века эта обитель уже не существовала28.
К 1756 году относится упразднение древней Преображенской пустыни, что в Ёзовых.
Таким образом, накануне реформы Екатерины II    на территории Череповецкого края оставалось только 8 действующих монастырей: 6 на территории Череповецкого района (Воскресенский, Николо-Выксинский монастыри, Воронина, Досифеева, Спасо- Ломская и Югская пустыни) и по одному на территории Шекснинского и Кадуйского районов: Антониева Черноезерская и Филиппо-Ирапская пустыни соответственно.
Все они, за исключением Успенской Ворониной пустыни, были упразднены в 1764 году. Успенская пустынь просуществовала недолго. В 1792 году она сгорела дотла, и ее братия была переве- дена в возобновленную Филиппо-Ирапскую пустынь, которая на протяжении почти 100 лет оставалась единственным действую- щим монастырем Череповецкого уезда.
В 1869 году, как следует из послужных списков монахинь, недалеко от деревни Леушино образовалась женская община, которая в 1875 году получила официальный статус, а в 1885 году была возведена в степень общежительного монастыря29.
В 1901 году образовалась Парфеновская община, получившая официальный статус в 1904 году и в 1912 году преобразованная в женский общежительный монастырь30 .
И, наконец, в 1911 году была возобновлена Антониева Черноезерская пустынь, в 1912 году переименованная в женский общежительный монастырь31.
То есть, к 1914 году на территории Череповецкого уезда существовало уже четыре полноправных монастыря, один из которых (Леушинский) имел два скита и несколько подворий, в том числе в городе Череповце.
О времени упразднения этих обителей сведения в литературе приводятся противоречивые. Например, в авторитетном справочнике  «Вологодская  энциклопедия»  утверждается,  что  Леушинский монастырь был упразднен в 1919 году32 . Эту дату нельзя признать безосновательной, но и верной ее также считать нельзя.
К 1919 году почти все череповецкие монастыри действительно официально прекратили свое существование, они были преобразованы в коммуны и сельхозартели. Но фактически они продолжали оставаться полноправными обителями. В них долгое время сохранялись монастырские порядки, в церквях проводились богослужения, а председательницами артелей некоторое время числились игумении. Исключение составила только Филиппо- Ирапская пустынь, где председателем коммуны сразу после ее создания стал светский человек.
Поэтому датой закрытия монастырей правильнее считать время  выселения  из  их  стен  монашествующих.  Для  Филиппо-Ирапской пустыни – это 1927 год, Парфеновского монастыря -1929 год, а Леушинского – 1930 год. Антониева Черноезерская пустынь прекратила свое существование в 1940-е гг., по- видимому, самой последней на территории Советской России в границах 1939 года. Анализ похозяйственных книг показывает, что в Черных озерках даже в 1940 году продолжали проживать монахини и в их распоряжении находился монастырский храм. Правда, в том же (1940) году церковь была закрыта.
Результаты антицерковной кампании мы видим налицо. Леушинский и Антониево-Черноезерский монастыри, а также Ио- анно-Предтеченский и Успенский скиты разрушены до основания. Дни Филиппо-Ирапской пустыни также сочтены, если, конечно, не будут предприняты скорейшие шаги к ее сохранению.
В настоящее время идет восстановление главного собора Пар- феновского монастыря (единственной дошедшей до нас его по- стройки). Но о возрождении монашеской жизни на территории Череповецкого края речь пока даже не заходит.
Примечания
1  Зверинский В.В. Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи с библиографическим указателем. Том 1-3. – СПб., 1890-1897. № 2151.

2  Историческое описание Иоанно-Предтеченского Леушинского женского монастыря Череповецкого уезда, Новгородской губернии. –   СПб,1890. С.5.
3  См.: Риммер Э.П, Бородулин М.А. Дело и река. – Череповец, 1998; Риммер Э.П., Бородулин М.А. Иван Андреевич. -Череповец, 2001; Риммер Э.П., Бородулин М.А. Город и река. – Череповец, 2008; Мякса. 550 лет. –Череповец, 2007; Церковно-исторический атлас Вологодской области. Ч. 1.– Вологда, 2007.
4  Церковь Преображения Господня в Мяксе / Авт.-сост. М.Г. Мальцев. – СПб., 2009. С. 6-14.
5  См.: Афетов Л.В. Исторический очерк бывшего Череповского Воскресенского монастыря и его земельных владений. Архив ЧерМО. Ф 3. Оп.
4.; Хрусталев М.Ю. Воскресенский Череповецкий монастырь по архивным и иконографическим источникам XVIII-XX веков // Череповец. Краеведческий альманах. Вып. 2. – Вологда, 1999. С. 31-51.
6 Церковно-приходская летопись Покровской Долгослободской церкви, Череповецкого уезда. Архив ЧерМО. № 1418/31.Л.10.
7 Зверинский В.В. Указ. соч. №1772.
8  Акты, относящиеся до юридического быта Древней России. Т. I. –
СПб., 1857.С.443.№63.
9 Поройков Н. Исторические сведения о бывших и существующих монастырях, их строителях и основателях в Череповецком уезде Новгородской епархии // Новгородские Епархиальные Ведомости, 1895, № 3. С. 164-172; № 6. С. 345-352; № 7. С. 425-433.
10  Акты, относящиеся до юридического быта Древней России. Т. I. –
СПб., 1857.С.443. № 63.
11 Иеромонах Антоний в книге «Краткое описание Свято-Троицкой Филиппо-Ирапской пустыни Череповецкого уезда, Новгородской губернии» (СПб., 1912) утверждал, что обитель была основана в 1512 году, что
неверно. Подробный анализ причин появления неверной датировки приводится нами в книге «Филиппо-Ирапская пустынь» (Ч.2. – СПб., 2007).
12См.: Зверинский В.В. Указ. соч. №130.
13 Отдел рукописей Библиотеки Академии наук. Основное собр., 16.6.2. Л. 67 об. — 72.
14 Архив СПБИИ РАН. Акты до 1613 г. № 1/293.
15 Акты исторические, собранные и изданные археографической комиссией. Т. 1. – СПб., 1841. С. 404-405.
16  См.:  Поройков Н. Указ. соч. В «Церковно-историческом атласе Во- логодской области» (Ч. 1. –  Вологда, 2007) и книге «Мякса. 550 лет» (Череповец, 2007) Езовая пустынь ошибочно отождествляется со Спасским монастырем в селе Мякса. Разбор данной точки зрения приведен нами  в книге «Церковь Преображения Господня в Мяксе» (СПб., 2009. С. 6-14).

17 См.: Зверинский В.В. Указ. соч.; Преподобный Игнатий чудотворец и основанная им Спасо-Ломская пустынь, что ныне села Спасского на Лому церковь. – Ярославль, 1891; Спасо-Ломская пустынь / Авт.-сост. М.Г. Мальцев. – СПб., 2010. Сведения об указанных монастырях достаточно противоречивы. В.В. Зверинский приводит данные о двух обителях, свя- занных с именем преп. Игнатия Ломского: Спасо-Ломской пустыни и Вадожском Богородицком монастыре, неверно указывая местоположение по- следнего (Зверинский В.В. Указ. соч. № 684, 2044]. В книге «Преподобный Игнатий Чудотворец» также указывается на наличие двух монастырей, ос- нованных преподобным: один из них располагался «близ города Ломска» (в 3 км от села Спас-Лом Череповецкого района), а второй  (Вадожский) рядом с селом Спас-Лом, позднее он получил название Спасо-Ломской пустыни. Подробный разбор достоверности приведенных сведений содер- жится в нашей книге «Спасо-Ломская пустынь».
18 Антониева Черноезерская пустынь / Авт.-сост. М.Г. Мальцев. Ч. 1-3.– СПб., 2010.
19   Новгородский сборник.  Вып.  5.  Череповецкий уезд.  –  Новгород,1866.
20 Зверинский В.В. Указ. соч. №1914.
21 Церковь Преображения Господня в Мяксе / Авт.-сост. М.Г. Мальцев.– СПб., 2009. С. 9.
22  Зверинский В.В. Указ. соч. №1361. В «Историческом описании Иоанно-Предтеченского Леушинского монастыря…» (СПб, 1890. С.5.)  упоминается церковный приход Монастырек,  расположенный в 5 верстах от Мяксы,  где в древности будто бы существовал монастырь. Локализовать его оказалось делом непростым, так как селения с названием «Монастырек» и, тем более, одноименного прихода в «Списках населенных мест» Ярославской губернии и Череповецкого уезда Новгородской губернии, а также на дореволюционных картах не отмечено. Ближайшим монастыр-
ским приходом была Досифеева пустынь, находившаяся в 8 верстах от Мяксы. Но она в указанном источнике упоминается отдельно. Помог раз- гадать эту загадку послужной список рясофорной послушницы Парфенов- ского   монастыря Елизаветы Ивановны Петуховой. В нем утверждалось, что родилась инокиня «в селе Монастырек Югской волости Пошехонского уезда». Указание на Югскую волость позволило нам сузить район поисков и прийти к выводу, что речь в книге идет о Дмитриевской на Югу пусты- ни, располагавшейся на территории Югской волости. Село Дмитриевское, где находилась обитель, до сих пор местными жителями называется «Монастырем». Правда, отстоит оно от Мяксы не в 5, а в 15 км. Не исключено, что в книге допущена элементарная опечатка.
23  Зверинский В.В. Указ. соч. № 1632. В.В. Зверинский не смог точно его локализовать, назвав 4 возможных места. Два из них находятся на территории современного Череповецкого района: село Ильинское близ Щетинского и Ильинское-на-Югу близ Батрана. Поскольку в 1636 году село Ильинское-на-Югу относилось не к Пошехонскому, а к Вологодскому уез- ду, то его из рассмотрения следует исключить. Доказательств наличия мо- настыря в селе Ильинском близ Щетинского нам найти также не удалось. Поэтому Ильинский Пошехонский монастырь мы относим к Череповецко- му краю условно.
24  Извлечения из переписных книг (1676-1682), составленные Е.Е. Замысловским // Летопись занятий археографической комиссии. Вып. 8. – СПб., 1878.   С. 289 (Помимо переписной книги Белозерского уезда (1678/1679 гг.) сведения о пустыни содержатся в житенных книгах Кирилло-Белозерского монастыря (1674-1682 гг.)).
25 Извлечения из переписных книг (1676-1682), составленные Е.Е. Замысловским // Летопись занятий археографической комиссии. Вып. 8. –СПб., 1878. С. 307.
26 РГАДА. Ф. 1441.
27   Aмвpocий (Орнатский), архимандрит. История российской иерархии. Ч.1- VI. – М., 1807-1815. Ч.III. С. 630.
28 Согласно утверждению Амвросия (Орнатского), Вырдомская пус- тынь располагалась «в Вырдомской волости» и в ней покоились мощи преподобного Антония Дымного (нельзя путать с Антонием Дымским). Вырдомская же волость – это искаженное название Ирдомской волости (ныне территория Шекснинского района). Указание на наличие в пустыни мощей преподобного Антония дает основание предположить, что Вырдом- ская пустынь – другое название Антониевой Черноезерской пустыни. Правда, последняя относилась не к Ирдомской, а к Маловеретейской во- лости.
29  См.: Леушинский монастырь от основания обители до кончины игумении Таисии / Авт.-сост. М.Г. Мальцев. – СПб., 2010.
30  См.: Парфеновский монастырь / Авт.-сост. М.Г. Мальцев. – СПб.,
2011. Ч. 1-2.
31  См.: Антониева Черноезерская пустынь / Авт.-сост. М.Г. Мальцев. –СПб., 2010. Ч. 1-3.
32 См.: Хрусталев М.Ю. Иоанно-Предтеченский Леушинский женский монастырь // Вологодская энциклопедия. Ч.1. – Вологда, 2006. С. 227.