Преподобные Афанасий и Феодосий Череповецкие

Житие преподобных отцов наших Афанасия и Феодосия  Чере́повских, чудотворцев, основателей святой обители Воскресения Христова и Живоначальной Троицы.

До  наших  времен  сохранилось очень мало сведений об основателях Воскресенского Чере́повского монастыря преподобных и богоносных отцах наших Афанасии и Феодосии. Во времена польско-литовского нашествия в начале XVII столетия многие города и монастыри северной Руси были разграблены и сожжены. Не избежал этой участи и Чере́повский монастырь. Практически все письменные источники, свидетельствующие о преподобных, были тогда утрачены. Уцелели лишь Синодик 1587 года, в котором были вписаны имена основателей обители преподобных Афанасия и Феодосия, и  вкладная книга монастыря 1568 года, сообщающая:

«Сия книги святыя обители сия Воскресенья Христова и Святыя Живоначальныя Троицы, и святых преподобных чудотворцев Сергия и Никона, и начальников святыя обители сия преподобных отец наших Феодосия и Офонасья»;

«Лета з7  семьдесят шестаго (1568) месяца сентября воскресенской архимандрит Макарий, поговоря с священници и старци, со всею братьею, сия книги уложил вкладные братцкие и служни и всех православных крестьян, приходящих во святую обитель сию, и хто что даст вкладу денег, или хлеба, или лошадей, или какия животины нибуди Воскресенью Христову в дом и Святой Живоначальной Троице и преподобных святых чудотворец Сергию и Никону, Феодосью и Офонасью» [1].

Из немногих устных преданий, дошедших до нас, о череповецких преподобных известно следующее.

«Ехал с товаром московский купец по р. Шексне в Белозерск. Около нынешняго г. Череповца, близ устья р. Ягорбы, днем вдруг сделалась такая тьма, что берега реки, лес и прочее исчезло из глаз купца. Лодка с товаром села на мель. Пораженный таким необыкновенным явлением купец стал горячо молиться, и вот, во время молитвы его глазам представилось еще более удивительное зрелище: находившаяся вблизи гора, покрытая лесом, была как бы в огне, и из-за горы по долине р. Ягорбы исходили лучи света, указывающие направление пути. Купец снялся с мели и подплыл по направлению лучей к чудной огненной горе, — и явление исчезло. Потрясенный до глубины души такими необыкновенными явлениями, купец взошел на эту гору. Чудный вид представился ему с этой горы: кругом беспредельные леса, под ногами, в низменности, поросшей густым лесом, причудливыми зигзагами извивалась р. Ягорба, вдали на востоке серебреная лента Шексны. Все это случилось в Воскресный день. Ознаменовав это дивное место крестом, купец уехал. На следующий год, привезя с собою большую икону Воскресения Христа, (день чуднаго видения), он устроил на горе часовню и украсил ее привезенною иконою»[2].

Преподобные Афанасий и Феодосий, Череповецкие чудотворцы. Икона XIX в. Из фондов Череповецкого музейного объединения.

Предание говорит, что купец, устроивший часовню на горе, собственноручно прорубил в лесу просеку, образовав тропинку (современный  Советский (Воскресенский) проспект г. Череповца) от часовни Воскресения Христова к будущей церкви села Федосьева (современная Красноармейская площадь г. Череповца),  где водрузил крест на месте, на котором предполагал в будущем возвести храм. Этим купцом, положившим начало Воскресенскому монастырю, а также Федосьевской церкви был преподобный Феодосий.[3]

После внезапно постигшего его горя – смерти всей семьи, купец раздал всё свое имущество нищим и посвятил себя служению Богу. Ища мудрого духовного наставника, он пришел в Свято-Троицкий монастырь к игумену Сергию и принял от него пострижение с именем  Феодосий.

Но близость столичного города и многолюдность большого монастыря утомляли святого и напоминали о прошлой суетной жизни. На память ему все чаще приходила пылающая гора, что видел он на реке Шексне.

Желая уединенного подвижнического жития, преподобный Феодосий, испросил у старца Сергия позволения удалиться на север, в места малоизвестные. Авва Сергий благословил и дал ему в помощь одного из своих учеников, сподвижника и сомолитвенника, преподобного Афанасия, по прозванию «Железный Посох», которое  подвижник получил из-за  обычая всегда носить  с собою железную палку для изнурения плоти.

Угодники Божии поселились в Белозе́рском краю на Чере́повском урочище, среди непроходимых дремучих лесов, в  местности, при впадении реки Ягорбы в реку Шексну. Здесь, у часовни в честь Воскресения Христова, которую построил Феодосий еще будучи купцом, иноки поставили  церковь в честь Святой Троицы.

Следуя примеру своего учителя преподобного Сергия, угодники Божии вели строгое иноческое житие, пребывая в непрерывных трудах и неослабных всенощных молитвословиях. Благочестивые подвижники умерщвляли свои тела постом и молитвою,  ведя  невидимую и суровую брань со страстьми и похотьми. Они  непрестанно воздыхали о грехах своих и памятовали  о часе смертном.

Слава об их равноангельном житии, строгом воздержании, трудолюбии, смирении и душевной чистоте стала распространяться, и постепенно к Афанасию и Феодосию начали собираться люди, чтобы под их руководством спасать свои души.

Вскоре устроился небольшой монастырь. Преподобные строго наставляли братию соблюдать общежительный устав: никому не следовало что–либо приобретать для себя или что-то считать своим, по заповедям святых отцов все надлежало считать общим.

Преподобный Феодосий стал первым настоятелем обители. Приняв смиренно  тяжесть игуменского  креста,  он не скорбел об оставленном богатстве и людской славе, твердо памятуя, что не от людей, а от Бога следует искать похвалы. Будучи строителем нового монастыря, расположенного в лесных, непроходимых местах, он, несмотря на все беды и трудности,  всегда во всем полагался на Бога, веря, что Щедрый и Милостивый Господь не оставит Своей благодатью усердно работающих Ему.

После многих лет богоугодной жизни, чувствуя приближение своей смерти, преподобный Феодосий призвал к себе монастырскую братию и дал ей наставление. Он увещал иноков пребывать в вере и единомыслии, хранить чистоту душевную и телесную, удаляться от злых похотей и страстей, питать ко всем нелицимерную любовь. Перед своей кончиной сей достойный подвижник поставил вместо себя игуменом преподобного Афанасия.

Подлинно неизвестно в каком именно году преподобный Феодосий предал свою святую душу в руки Христа Бога, Которому он со всей своей  любовью и усердием угождал в жизни.

Иноки с  псалмопениями и надгробными песнями  погребли честное тело святого в обители, которую он основал и где столь ревностно подвизался, служа им во всем добрым примером.

Господь, как любящий Отец, не оставил чад Своих, даровав им нового заботливого наставника – преподобного Афанасия. Благодаря этому светильнику веры и благочестия, умудренному  духовной опытностью,  братия жила в мире и любви, неся посильные подвиги во славу Господа нашего Иисуса Христа.

Скончался преподобный Афанасий 5 июля[4] 1392 года, в один год со своим великим учителем преподобным Сергием Радонежским. С псалмопениями и надгробными песнями братия похоронила святое тело преподобного Афанасия  в обители, отдавши землю земле.

В 1764 году Воскресенский монастырь был закрыт. А в 1777 году из подмонастырской  слободы и села Федосьева был учрежден город Череповец.

Память святых Афанасия и Феодосия совершается 9 декабря, в Собор Вологодских святых, а также в Собор Радонежских святых. Память преподобного Афанасия Череповецкого также отмечается в день его преставления – 18 июля.

Милосердный Господь дивно прославил Своих угодников: и по сей день многочисленные и различные чудеса подаются всем с верою призывающим их и просящим их о помощи и заступлении.

Составители жития: протоиерей Олег Кочубей, Е.А. Силина.

Сноски:

[1] Афетов Л.В. Исторический очерк бывшего Воскресенского монастыря и его земельных владений. 1895 год. Рукопись.//ЧерМО, Ф.9, оп. 43, ед. хр. 1, л. 20.

[2] Афетов Л.В. Исторический очерк бывшего Воскресенского монастыря и его земельных владений. 1895 год. Рукопись.// ЧерМО, Ф.9, оп. 43, ед. хр. 1, л. 10-11.

[3] Афетов Л.В. Исторический очерк бывшего Воскресенского монастыря и его земельных владений. 1895 год. Рукопись.//ЧерМО, Ф.9, оп. 43, ед.хр. 1, л. 14.

[4] 18 июля по новому стилю.

 

Житие преподобных отцов наших Афанасия и Феодосия Череповских, чудотворцев, основателей святой обители Воскресения Христова и Живоначальной Троицы//Составители: протоиерей Олег Кочубей, Е.А. Силина.

Служба преподобным Афанасию и Феодосию Череповецким

Акафист преподобным Афанасию и Феодосию Череповецким

Тропарь и кондак преподобным Афанасию и Феодосию Череповецким

Тропарь, глас 5:

Я́ко всехва́льнии ученицы́/ вели́каго покрови́теля и заступни́ка земли́ Ру́сской,/ Богоно́снии отцы́ на́ша Афана́сие и Феодо́сие,/ от ю́ности ва́шея крест Христо́в на ра́мена взе́мшии,/ усе́рдно Тому́ после́довали есте́/ и до́бре потруди́лися в Се́ргиевой оби́тели./ Отону́дуже Бо́жиим изволе́нием прибы́вша,/ благоче́стно во гра́де на́шем Череповце́ подвиза́лися есте́,/ и оби́тель Воскресе́ния Христо́ва устро́иша,/ моли́твою и трудо́м Бо́гу угоди́вше,/ от Него́ вене́ц сла́вы Небе́сной прия́ли есте́,/ и ны́не святы́ми свои́ми телесы́/ в собо́рнем хра́ме под спу́дом почива́юще,/ ду́хом же вку́пе с преподо́бным Се́ргием/ у Престо́ла Всевы́шняго предстоя́,/ о нас моли́теся приле́жно/ изба́витися нам от всех бед и скорбе́й// и спасти́ся душа́м на́шим.

Кондак, глас 3.

Несть брань на́ша к пло́ти и кро́ве,/ но к духово́м зло́бы поднебе́сным,/ си́це апо́стольски взыва́ли есте́, преподо́бнии,/ темже от ми́ра су́етнаго укло́ньшеся,/ в пусты́ни пожи́ли есте́,/ во е́же А́нгелом соревни́тели яви́тися/ и препобеди́ти де́монския ополче́ния./ Си́це ны́не по нам побора́йте,/ огражда́юще ны от наве́тов и ко́зней бесо́вских,/ да мы, собра́вшеся в па́мяти ва́шей,/ помина́юще по́двиги ва́ша, умиле́нно воззове́м:/ я́ко предста́телие те́плии,/ от бед изба́вите нас,// Афана́сие и Феодо́сие пречу́днии.

МОЛИТВЫ
преподобным Афанасию и Феодосию Череповецким

Молитва первая 

О богоблаже́нная дво́ицПреподобные отцы наши Афанасие и Феодосиее, вели́цыи и пресла́внии чудотво́рцы, преподо́бнии отцы́ на́ша Афана́сие и Феодо́сие! О го́рлицы пустыннолю́бныя, возлете́вшия от гнезда́ вели́кого а́ввы земли́  Ру́сския, преподо́бнаго и богоно́снаго отца́ на́шего Се́ргия! Се ны́не мы, гре́шнии, собра́ннии в день земна́го ва́шего торжества́, лобыза́юще о́браз ваш честны́й, усе́рдно мо́лим вас, я́ко те́плых предста́телей на́ших пред Го́сподем: во мно́гих ско́рбех и искуше́ниих терпе́ние ве́лие показа́вшия, да́руйте нам, немощны́м, кре́пость во обстоя́ниих жития́ на́шего; усе́рдне по́двиги ва́ша земна́я соверши́вшия, укрепи́те на́ша си́лы, во е́же не то́чию словесы́, но и де́лы за́поведи Ева́нгельския соблюсти́; сердца́ ва́ша горе́ возноси́вшия ко Го́споду, сотвори́те ны не нае́мники бы́ти, но пои́стине ча́ды Бо́жиими, в любве́ пребыва́ющими ко Отцу́ Небе́сному. Па́стыри на́ша наста́вите усе́рдными бы́ти в хране́нии ста́да Госпо́дня, ни еди́ныя же овцы́ слове́сныя погуби́ти, но вся прите́кшия ко Христу́, Первопа́стырю на́шему, до́бре пасти́ и ко Ца́рствию Небе́сному упра́вити. Прави́телей на́ших в зако́не Бо́жии утверди́те, тружда́ющимся испроси́те утеше́ние и кре́пость, да прии́мут от де́лания рук свои́х не то́кмо поле́зная к жи́зни сей вре́менней, но и возмо́гут ле́пту свою́ Бо́гови принести́. Ю́ныя уцелому́дрите, ста́рыя поддержи́те, на путь бра́чный вступи́вшия в любве́ и упова́нии друг ко дру́гу укрепи́те. В мона́шестве подвиза́ющимся и во след вас тещи́ хотя́щим посо́бницы бу́дите в обе́тов соблюде́нии. Да и ны́не, и в пре́дняя ве́ки умно́жатся, я́ко зве́зды небе́сныя, и́ноки, угоди́вшия Бо́гу во а́нгельстем житии́ на земли́ на́шей. Нас же всех, по́мощи ва́шея ны́не прося́щих, сопроводи́те ко врато́м Черто́га Небе́снаго, да преше́дше по́прище земна́го своего́ жития́, возмо́жем ку́пно с ва́ми и со все́ми святы́ми земли́ на́шея прославля́ти пречестно́е и великоле́пое И́мя Единосу́щныя и Неразде́льныя Тро́ицы, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, в бесконе́чныя ве́ки. Ами́нь.

Молитва вторая 

О, дво́ице свяще́нная, преблаже́ннаго а́ввы Се́ргия послу́шателие усе́рднии, гра́да Череповца́ похвало́ и утвержде́ние, преподо́бнии отцы́ на́ша Афана́сие и Феодо́сие! Вы, в по́стничестве и в де́лех благоче́стия на земли́ на́шей подвиза́вшеся и оби́тель Воскресе́ния Христо́ва устро́ивше Бо́гу угоди́сте, та́же я́ко свети́ла све́тлая в ми́ре просия́ли есте́ и ве́рныя да́же до днесь моли́твою и житие́м ва́шим просвеща́ете. Тем же па́мять ва́шу ны́не ублажа́юще, мы, недосто́йнии, ду́хом смире́нным приле́жно вас мо́лим: моли́те за ны Всеблага́го Го́спода, да хо́дим ки́йждо досто́йно зва́ния христиа́нскаго, в не́мже зва́ни бы́хом, да яви́мся в ве́ре правосла́вной святы́ни ва́шея насле́дницы. Моли́те, отцы́ на́ши, да водвори́тся мир в земли́ на́шей, вражды́ же и нестрое́ния грехо́внии да упраздня́тся и да воссия́ет свет благода́ти всем бра́тиям на́шим по пло́ти во тьме лжеве́рия и суему́дрия седя́щим, да позна́ют вси Христа́ И́стиннаго, Еди́наго Спаси́теля всех челове́к, да вразумя́тся и прии́дут неве́рующая бра́тия на́ша во огра́ду Це́ркви Правосла́вныя, в ней же спасе́ние ве́чное содева́ется. Хода́тайством ва́шим отжени́те вся́кое уны́ние и печа́ль грехо́вную от серде́ц на́ших и небе́сное утеше́ние ниспосли́те нам во труде́х и ско́рбех земны́х. Помози́те нам во́лю Го́спода в простоте́ и смире́нии твори́ти, искуше́ния же вра́жия победи́ти, да яви́мся в любве́ возраста́юще, Небе́снаго Оте́чества гра́ждане, иде́же ку́пно с ва́ми да просла́вим Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Молитва третья

О, отцы́ на́ша преблаже́ннии, преподо́бнии Афана́сие и Феодо́сие, негаси́мыя свети́льницы ве́ры правосла́вныя, в де́брях Чере́повси подвиза́вшиеся, ны́не же с высоты́ го́рних селе́ний на нас, в пусты́нях грехо́внаго себялю́бия блужда́ющих, с любо́вью и милосе́рдием взира́ющии! При́зрите на нас, не́мощных, и, я́ко те́плии моли́твенницы и ско́рыя уте́шетельницы на́ша, у Христа́ Бо́га испроси́те нам грехо́в оставле́ние, жития́ исправле́ние, се́рдца очище́ние, в ве́ре свято́й утвержде́ние.  О вели́цыи духо́внии ко́рмчии, да моли́твами ва́шими окормля́емии, приведе́м корабли́ душ на́ших в ти́хую при́стань спасе́ния и сподо́бимся та́мо ку́пно с ва́ми сла́вити Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха во ве́ки веко́в. Ами́нь.

 Молитва четвертая

О преподо́бнии отцы́, вели́цыи засту́пницы и моли́твенницы на́ша, ди́вныя чудотво́рцы Афана́сие и Феодо́сие!  Мо́лим у́бо вы: услы́шите нас, гре́шных, и хла́дныя, и че́рствыя сердца́ на́ша ми́лостивым ва́шим посеще́нием согре́йте и оживи́те, и ду́ши на́ша, злы́ми де́лы и грехо́вными по́мыслы умерщвле́нныя, благода́тью, да́нной вам от Го́спода, исцели́те, да укрепи́вшись те́лом и душе́ю, служа́ Еди́ному Бо́гу, с терпе́нием, благодаре́нием и упова́нием на Влады́ку всех крест свой понесе́м, благоче́стно и пра́ведно в ве́це сем поживе́м, сла́вя ди́внаго во святы́х Свои́х Бо́га, с на́ми всегда́ спребыва́ющаго и помо́щию Свое́й не оставля́ющаго, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

 Молитва пятая

О святы́я уго́дницы Бо́жии, преподо́бнии отцы́  Афана́сие и Феодо́сие, те́плыя уте́шетельницы и ско́рыя помо́щницы на́ша!  Душе́ю на Небеси́ Престо́лу Живонача́льныя Тро́ицы предстоя́щии, тела́ми же на земли́ в собо́рнем хра́ме под спу́дом почива́ющии,  да́нной же вам Всеще́дрым Бо́гом благода́тию разли́чныя чудеса́ источа́ющии, я́ко чадолюби́выя отцы́, при́зрите на мольбы́ чад ва́ших, и нам, не́мощным, у Бо́га испроси́те: прегреше́ний проще́ния, кре́пкия ве́ры, взаи́мной и усе́рдной любви́ друг ко дру́гу, се́рдцу смире́ния, уму́ очище́ния, душе́внаго и теле́снаго здра́вия, во искуше́ниях му́жества и терпе́ния, в ско́рбях утеше́ния и укрепле́ния, в моли́твах внима́тельности и постоя́нства,  и вся, я́же ко спасе́нию поле́зная. Да спасе́т и сохрани́т Влады́ка всех Це́рковь Свою́ Святу́ю, страну́ на́шу Росси́йскую, град сей, храм сей и всех нас, смире́нно прося́щих ва́шего заступле́ния. Бу́дите нам кре́пкие побо́рницы на  враги́ ви́димыя и неви́димыя. О прему́дрыя ко спасе́нию наста́вницы на́ша, да ва́ми води́тельствуемии, сподо́бимся благи́я христиа́нския кончи́ны и Ца́рствия Небе́снаго соде́лаемся насле́дницы, и та́мо вку́пе с ва́ми и со все́ми святы́ми просла́вим пречестно́е и великоле́пое и́мя Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *