Евангельское чтение воскресной Божественной литургии Недели по Богоявлении

«Во вре́мя о́но, слы́шав Иису́с, я́ко Иоа́нн пре́дан бысть, оты́де в Галиле́ю, и оста́вль Назаре́т, прише́д всели́ся в Капернау́м в помо́рие, в преде́лех Завуло́них и Неффали́млих. Да сбу́дется рече́нное Иса́ием проро́ком, глаго́лющим: земля́ Завуло́ня и земля́ Неффали́мля, путь мо́ря об он пол Иорда́на, Галиле́а язы́к, лю́дие седя́щии во тме ви́деша свет ве́лий, и седя́щым в стране́ и се́ни сме́ртней, свет возсия́ им. Отто́ле нача́т Иису́с пропове́дати и глаго́лати: пока́йтеся, прибли́жися бо Ца́рство Небе́сное.» (Мф., зач.8, гл.4, стт.12-17).

Толкование:
«Для чего Он опять удаляется? Для того чтобы научить нас не идти самим навстречу искушениям, но отступать и уклоняться от них. Не тот виновен, кто не бросается в опасности, но тот, кто в опасностях не имеет мужества. Итак, чтобы научить этому и укротить ненависть иудеев, Христос удаляется в Капернаум, исполняя пророчество, и, вместе, поспешая, подобно рыбарю, уловить учителей вселенной, которые, занимаясь своим искусством, проживали в этом городе. …Желая, затем, показать, что жители этой страны не сами искали и нашли этот свет, но Бог явил им свыше, евангелист говорит: «свет воссиял им», т. е. сам свет воссиял и осветил их, а не сами они наперед пришли к свету.» (святитель Иоанн Златоуст).

«Заметить же надобно из сего, во-первых, то, что тот подражателем бывает Ирода, который ненавидит и гонит человека, побуждаемого Божественною ревностию и без всякого коварства увещевающего и обличающего его беззакония с тем намерением, чтоб отвратить его от похотей. Во-вторых же, яко Иисус Христос вышел из Иудеи, не бедствия и гонения опасаясь: ибо кого может бояться Тот, Егоже трепещут и трясутся небесная, и земная, и преисподняя? Но вышел Он, будучи всемогущим Богом, не ради страха, …но для того, да и самыми делами покажет то, чему учил словом: «егда же гонят вы», говорил, «в граде сем, бегайте в другий» (Мф. 10:23). Вышел, да научимся, яко потребно давать место гневу, уклоняясь оттуда, где предлежит душевная, либо жизненная опасность. … О язычниках же пишет, яко седяху в стране, то есть в самом нечестии, нимало не видя истинного Бога, «и сени смертней», то есть в грехе, который называется сению смерти, поколику умерщвляет душу, а не разрушает сию, якоже смерть разрушает тело. «И сим», говорит, «возсия» свет, — то есть Сей Христос нечаянно и без всякого ожидания явился им и их просветил; ибо язычники не веровали, ни ожидали Спасителя мира и Искупителя: «и седящим в стране и сени смертней, свет возсия им». Пришедшу убо Иисусу Христу в Галилею, стала быть возвещаема проповедь покаяния.» (Архиепископ Никифор (Феотокис)).

«Свет же великий — Евангелие. Закон тоже был светом, но малым. Сень смертная — грех; она — подобие и образ смерти, ибо как смерть захватывает тело, так и грех — душу. Свет воссиял нам, ибо не мы искали его, но он сам явился нам, как бы преследуя нас.» «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное»: Христос и добродетельная жизнь — это Царство Небесное. Ибо если кто-нибудь жительствует на земле, как ангел, то не небесный ли он? Так что в каждом из нас есть Царство Небесное, если живем ангельски.» (блаженный Феофилакт Болгарский).

«Галилеею языческою Он назвал часть Галилеи, которую населяли язычники. Затем, обнимая всех живущих в указанных местах, благовествует им спасение, говоря: людие, седящии во тме видеша свет велий и т. д. И тьмою Он назвал заблуждение. Иудеи заблуждались относительно Писания, а язычники относительно Богопочтения. Великим светом назвал Христа (Ин. 1:9), Который часто называется истинным светом, потому что Он вывел их из заблуждения, просветив их наподобие света. Затем опять объясняет эту тьму, назвав ее страною смерти и сенью смерти. Как для телесной смерти страна и тень есть гроб, – страна, как место, а тень, как тьма, ибо тьма есть тень, так и для духовной смерти страна и тень было это заблуждение, – страна, потому что подобно гробу оно содержало впадавших в него и становящихся мертвыми к познанию истины, тень же, потому что покрывала их тьмою.» (Евфимий Зигабен).

«Эта Галилея языческая – мы, христиане из язычников. Мы увидели и просвещены светом Христовым, Его святой веры. Благодарить должны крепко. Сияет ли в нас свет Христов? Не померк ли? Не помрачен ли делами плотскими? Не подавлен ли плотию наш внутренний человек? Не помрачены ли наши сердечные очи? Надобно поспешно каяться: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф. 3, 2; 4, 17). Помнить надо, что грехи прогоняют из сердец наших свет Христов и погружают нас во тьму духовную, тьму смерти, предшественницу смерти вечной, вечных мучений в аду, чтобы не напрасно нам называться христианами и не хвалиться светом, которого не имеем; мало того: чтобы не подвергнуться нам большему, чем язычники, помраченные неведением Бога, осуждению: весьма худо, если мы, зная всю волю Божию, не исполняем ее, если мы живем ничем не лучше, даже хуже язычников, не ведущих истинного Бога.» (Праведный Иоанн Кронштадтский).

«…смерть, конечно, понимается здесь в духовном смысле неведения и отчуждения от Бога, как жизнь духовная состоит в познании Бога и единении с Ним.» (Епископ Михаил (Лузин)).

«Народ, сидящий во тьме, увидел свет великий. Но увидел не телесным зрением, ибо этот свет невидим, но очами веры и взором разума. Итак, вот что говорит [пророк]: Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий; на живущих в стране тени смертной свет воссиял (Ис. 9:2). Стало быть, не только тем, кто во тьме, явился этот свет, но и сидящим в стране тени смертной, говорит он, свет воссияет, показывая, что одни сидели во тьме, а другие — в стране тени смертной. Что же это за страна тени смертной, если не страна подземного мира, о которой говорит Давид: Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мною (Пс. 22:4)? Он не испугается зла, то есть наказания ада. Итак, даже сидящим в стране тени смертной сияет спасительный свет, то есть Христос, Сын Божий, который говорит в Евангелии: Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме (Ин. 8:12). Он после почитаемого и спасительного для всех страдания, войдя в страну подземного мира, изумленным умершим сразу принес свет Своего величия, чтобы освободить тех, кто удерживался под землей в ожидании Его прихода, как Сам Господь через Соломона от лица премудрости говорит: «Я дойду до глубин земли, и увижу всех усопших, и просвещу уповающих на Бога».» (Святитель Хроматий Аквилейский).

«И Предтеча Спасителя и Сам Спаситель начали проповедь к падшему человечеству с призвания его к покаянию и с обетования Небесного Царства за удовлетворительное покаяние. Покайтеся: приближися бо царство небесное. За покаяние Бог дарует прощение грехов и доступ к Себе, а вере открывает Себя, и дарует то Богопознание, к какому только способен человек, какого он собственными средствами приобрести никак не может. … Покаяние вводит в сердце ощущения благодатные, чуждые падшему естеству, научает ум и сердце истинному Богослужению, научает приносить Богу единую приемлемую Им жертву от падшего человеческого естества: сокрушение и смирение духа (Пс. 50:19). Дух человеческий, пришедший в это состояние, вступает в общение с Духом Божиим, в чем и заключается обновление и спасение человека.» (Святитель Игнатий Брянчанинов).

«Для нас возсиял невечерний Свет: пойдем на сияние его путем добрых дел. Явилась вечная жизнь: приобретем ее чрез посильные добродетели. Христос, делающий нас блаженными, пришел к нам: усердно последуем за Ним. Бежим от того бедствия, которое испытывают те, которые сидят во тьме и тени смерти. Возжелаем и приобретем дела покаяния: смиренное устроение души, сокрушение и плач духовный, сердце нежное, исполненное милосердия, любящее правду, стремящееся к чистоте, мирное, умиротворящее, терпеливое во время преследований и бедствий за истину и правду; во время оскорблений и клевет и страданий, памятующее слова Говорящаго: Блажени нищии духом, яко тех есть Царство небесное. Блажени плачущии, яко тии утешатся. Блажени кротцыи, яко тии наследят землю. Блажени алчущии и жаждущии правды, яко тии насытятся и т. д. (Мф. 5:3-4).» (Святитель Григорий Палама).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *