Сведений о преподобных Афанасии и Феодосии Череповецких сохранилось мало, так как в Смутное время Воскресенский монастырь был почти до основания разрушен, и при этом погибли все письменные источники.
Согласно преданию об основании города Череповца, два инока, Феодосий и Афанасий, пришли на место, где срубил часовню один московкий купец, увидевший когда-то здесь удивительное зрелище: неожиданно днем сделалось темно, а лодка с товаром села на мель. Пораженный купец стал горячо молиться, и его глазам предстало видение: находившаяся вблизи гора, покрытая лесом, озарилась светом, лучи которого, казалось бы, указывали направление пути. Лодка купца снялась с мели и поплыла к горе, а видение исчезло. Потрясенный до глубины души, он взошел на гору. Ему представился чудесный вид: в низменности, поросшей густым лесом, извивалась река Ягорба, вдали на восток уходила серебряная лента Шексны. Купец отметил это место крестом, а год спустя вернулся сюда и срубил небольшую часовню. Далее, согласно преданию, иноки Феодосий и Афанасий поставили там церковь в честь Святой Троицы и устроили монастырь. О святом Феодосии ничего доподлинно неизвестно. О преподобном Афанасии также почти никаких сведений не сохранилось, лишь в летописных святцах о нем сказано: «Преподобный Афанасий пустынник, зовомый железный посох, ученик бысть святаго Сергия чудотворца; преставися в лето 6900 (1392 по Р.Х.)»; в Строгановском иконописном подлиннике описывается обличие святого: «Преподобный Афанасий… подобием сед, брада поуже и покороче Власиевы».
Вкладная запись 1567 г. в одной из рукописей Череповецкого Воскресенского монастыря сообщает о первых храмах и об основателях обители: «Сия книга святыя обители сея Воскресения Христова, и святыя Живоначальныя Троицы, и святых преподобных чудотворцев Сергия и Никона и начальников святыя обители сея преподобных отец наших Феодосия и Афанасия» (ИРИ. Т. 6. С. 657-658). Из того факта, что одна из первых церквей Череповецкого монастыря была освящена в честь Св. Троицы и преподобных Сергия и Никона Радонежских, митр. Амвросий (Орнатский) делал вывод, что Афанасий Череповецкий пришел на берег р. Ягорбы из Троицкого Сергиева монастыря, так как отшельники в древности имели обыкновение строить обители по образцу тех, в которых они приняли монашество.
По мнению Л. А. Афетова, написавшего в конце XIX века рукопись «Исторический очерк бывшего Череповского Воскресенского монастыря и его земельных владений», первооснователь монастыря Феодосий и легендарный купец, срубивший часовню, – это один и тот же человек. Основание монастыря состоялось по благословлению преподобного Сергия Радонежского. Преподобный Феодосий и стал первым настоятелем монастыря.
Вторым настоятелем стал преподобный Афанасий, ученик преподобного Сергия, имевший прозвище «Железный посох». Свое прозвище старец получил из-за железной палицы, которую он носил с собой для изнурения плоти.
В летописных святцах сказано «преподобный Афанасий пустынник, зовомый железный посох, ученик бысть святаго Сергия чудотворца; преставися в лето 6900 (1392 по Р.Х.)». В «Описании о российских святых» (кон. XVII-XVIII в.) в числе святых «града Устюжны Железныя» назван «преподобный Афанасий пустынник, зовомый Железный Посох, ученик бысть святаго Сергия Чудотворца, преставися в лето 6900 (1392)» (в дате, приведенной в «Описании», очевидно, недописаны цифры десятков и единиц лет, кончину Афанасия Череповецкого, по-видимому, следует отнести ко времени после 1392). «Описание» по списку Савваитова (Барсуков. Стб. 67) называет другую дату преставления преподобного Афанасия Железного Посоха — 1388 г. Эти сведения «Описания» традиционно относят к Афанасию Череповецкому, хотя Н. П. Барсуков различал 2 святых: преподобного Афанасия по прозванию Железный Посох, подвизавшегося в Устюжне-Железной, и Афанасия Череповецкого — основателя череповецкого монастыря. Малообоснованной представляется точка зрения И. Ф. Токмакова, который считал Афанасия Череповецкого уроженцем Устюжны-Железной, подвизавшимся как юродивый при церкви Рождества Христова в Устюжне до своего прихода на Ягорбу.
Время основания череповецкого Воскресенского монастыря неизвестно, но он существовал к 1449 г., т. к. этим годом датируется грамота, данная обители белозерским кн. Михаилом Андреевичем (ИРИ. Т. 6. С. 656). В 1764 г. Воскресенский монастырь был упразднен, а соборный храм обращен в приходскую церковь, в 1780 г.- в городской собор. Время местной канонизации преподобных неизвестно, она подтверждена включением их имен в Собор Вологодских святых, установленный в 1841 г. по благословению Вологодского епископа Иннокентия (Борисова), и в Собор Радонежских святых, установленный в 1981 г. по инициативе наместника ТСЛ архимандрита Иеронима (Зиновьева).
Литература, содержащая сведения о преподобных отцах наших Афанасии и Феодосии Череповецких:
- Описание о российских святых. С. 182; ИРИ. Т. 6.
- Леонид (Кавелин), архим. Святая Русь. С. 56-57;
- Барсуков. Источники агиографии;
- Поройков Н. Исторические сведения о бывших и существующих монастырях, их строителях и основателях в Череповецком уезде Новгородской епархии // Новгородские ЕВ. 1895. № 3;
- Токмаков И. Ф. Историко-статистическое и археологическое описание г. Устюжны с уездом Новгородской губернии. М., 1897. С. 63-65;
- Зверинский. Т. 2. С. 103-104, № 738;
- Минея (МП). Май. Ч. 3. С. 467;
- «Зеленая» Минея, ноябрь, том 2, стр. 400;
- Рыбаков А. А. Устюжна: Череповец: Вытегра. Л., 1981;
- Маркелов. Святые Древней Руси. Т. 2. С. 64;
- Рыбаков А. А. Вологодская икона: Центры худож. культуры земли Вологодской XIII-XVIII вв. М., 1995. С. 250-251;
- Хрусталёв М. Ю. Воскресенский Череповецкий монастырь по архивным и иконографическим источникам XVIII-XX вв. // Череповец: Альманах. Вологда, 1999. Вып. 2.
- Хрусталёв М. Ю. , Афанасий Череповецкий // Православная энциклопедия, т. 4, с. 70-71.
- Шалашов Е.В. Преподобные Афанасий и Феодосий Череповецкие