Чин освящения Антиминсов

5 января 2015 года,  в день празднования десяти мучеников, иже в Крите, епископ Череповецкий и Белозерский Флавиан совершил чин освящения антиминсов в храме преподобных Афанасия и Феодосия Череповецких.

Перед началом Божественной литургии приготовленные платы  были возложены на Святой Престол. Далее, после положенных молитвословий, епископ Флавиан окропил платы святой водой и помазал их Святым Миром. Затем в каждый плат была вложена частица святых мощей.

Всего в этот день было освящено 20 антиминсов для новых православных общин Череповецкой епархии, а также для замены ветхих антиминсов. После чина освящения антиминсов архиерей в сослужении духовенства храма совершил Божественную литургию. За Богослужением Владыка Флавиан совершил хиротесию во чтеца Алексея Шлыкова, выпускника Вологодского Православного Духовного Училища.

Справка:

Антиминс (греч. antimension «вместопрестолие», от греч. anti вместо и лат. mensa стол), четырехугольный плат с изображением положения Иисуса Христа во гроб из льняной или шелковой материи, с вшитыми частицами мощей святых, на котором совершается Таинство Евхаристии.

Господь изображен на нем лежащим в четырехугольном гробе на плащанице. Пресвятая Богородица сидит у главы Спасителя, держит и лобызает ее. За Пресвятой Богородицей стоят три жены-мироносицы. Возле них располагается Иоанн Богослов, который, наклонившись к гробу, держит и лобызает руку Спасителя. Возле него, наклонясь к гробу, находится Иосиф, он держит и лобызает ноги Спасителя. За Иосифом с распростертыми руками стоит Никодим. У гроба лежат пелены, рядом с Крестом летят ангелы, а по углам антиминса изображены Св. Евангелисты.

Помимо изображений, антиминс имеет разного рода надписи: «ИС.ХС.НИ.КА.»; «Царь Славы»; «трость», «копие»; «М.Л.Р.Б.» (место лобное рай бысть); «копие», «губа» и т.п. В нижней части антиминса имеется надпись, указывающая на то, когда и какому храму был выдан антиминс, каким архиереем освящен, а также собственноручная подпись архиерея с прибавлением слов: «Божией милостью смиренный епископ…».

К антиминсу прилагаются частицы святых мощей, помазанные миром, которые влагаются в маленький мешочек и пришиваются с восточной стороны плата. Антиминс полагается на престол в илитоне (обвертке), как бы в гробных пеленах, или сударе (плате), которым было покрыто чело погребенного Спасителя (Ин. 20, 7). Таким образом, антиминс есть образ гроба Христова или плащаницы, в которой было положено Тело Христово.

Название «антиминс» («вместо престола») показывает, что он принят Церковью для свидетельства, что священнослужение в храме совершается по благословению архиерея, который освятил престол и располагаемый на нем антиминс, а также и для того, чтобы антиминс действительно служил вместо престола, когда гонители веры Христовой, пожар или иная опасность и необходимость вынуждала перенести богослужение на иное место. На свернутый в илитоне антиминс возлагаются святейшие знамения веры Христовой: Святое Евангелие, как скрижаль Нового Завета, — подобно скрижалям ветхозаветным, которые были положены в Ковчег Завета.

Обычно освящают сразу несколько  Антиминсов. По греческим и славянским  рукописям X-XVII вв., Антиминсы освящались одновременно с каким-либох рамом: после омовения специально освящаемой теплой водой престол отирался Антиминсом, после окропления престола душистым вином и помазания его святым миром Антиминсы также окроплялись и помазывались. По окончании чина освящения храма новые Антиминсы возлагались под индитию, на новоосвященных престоле и Антиминсе в течение 7 дней совершалась литургия, после чего Антиминсы убирали со святого престола, «разрезали и сшивали», архиерей расписывался на них. Блаженный архиепископ Фессалоникийский Симеон описывает такой же порядок освящения Антиминса, однако дополняет его некоторыми подробностями: после помазания Антиминса святым миром архиерей, «как и на трапезе, полагает четыре частички какой-либо ткани, во образ четырех евангелистов, которых написаны тут и имена»; далее он «соединяет и сшивает с антиминсом, который заменяет трапезу, два равные с ним плата: один — как бы срачицу, подобную срачице на трапезе, во образ плащаницы, которою Иосиф обвил тело умершего Христа; другую — как бы трапезофор, в честь престола Божия: ибо жертвенник есть престол и упокоение Божие. Среди него полагается илитон, во образ убруса». Кроме того, архиепископ  Симеон указывает, что Антиминсы могли быть освящены отдельно от освящения храма, «на освященной уже трапезе, по снятии с нее одежд и распростертии антиминсов». Архиепископ Симеон отмечает, что освящение Антиминса на уже освященном престоле «по нужде может быть совершаемо, с позволения его [архиерея] и благочестивым священником, опытным в вещах божественных» (Симеон Солунский. Соч. С. 177-178), что противоречит всеобщей практике дозволять освящать Антиминсы только архиереям.

Используемый ныне в Русской Православной Церкви «Чиновник архиерейского священнослужения», изданный в 1982-1983 гг., указывает в случае освящения Антиминсов одновременно с храмом окроплять Антиминсы смесью специально освящаемой теплой и розовой воды с красным вином после окропления престола (с возглашением стиха Псалтыри  50. 9), а также трижды крестообразно помазывать их святым миром после помазания престола (с пением «Аллилуия»). После облачения престола на него возлагается илитон, а на илитон — Антиминсы. Святые мощи вкладываются в Антиминсы сразу после вложения их в престол: «Архиерей и в антиминс (или в антиминсы), помазав первее в мешочке св. миром, влагает приуготовленные частицы [святых мощей], и укрепляет воскомастихом же нарочитою лопаткою» (Чиновник. Т. 2. С. 134-167).

Чин освящения Антиминсов отдельно от храма известен в греч. рукописях с XIV в., в рус.- с XVI в. (Прилуцкий. С. 68). Существуют 2 различные редакции этого чина. 1-я, более древняя, очень близка к чину освящения храма. Она до сих пор используется в РПЦ под названием «                 » (Чиновник. Т. 2. С. 28). Согласно этому чину, освящение Антиминсов совершается перед литургией (по указанию Чиновника, освящение Антиминсов может происходить и во время литургии после ектении об оглашенных, но это нежелательно из-за «медления» в порядке литургии). Порядок чина: Антиминсы полагаются на престоле, святые мощи — на жертвеннике на дискосе, накрытые звездицей и покровцами, архиерей поверх полного облачения надевает лентион, пояс и нарукавники; читается начальная молитва «Господи Боже, Спасителю наш», ектения и коленопреклонная молитва в царских вратах «Боже безначальный и присносущный»; над смесью вина и розовой воды (родостамой) читается молитва, используемая в чине освящения храма для освящения теплой воды, «Господи Боже наш, освятивый струи Иорданския»; Антиминсы окропляются родостамой при произнесении слов: «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа» и Пс.50 9-21 и «Благословен Бог наш всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь»; Антиминсы трижды крестообразно помазываются св. миром с пением «Аллилуия», Псалом 132 и возглашением: «Слава Тебе Святая Троице, Боже наш, во веки»; поется Псалом 131. Далее епископ отходит к жертвеннику и читает перед святыми мощами молитву «Господи Боже наш, верный во словесех Твоих» и главопреклонную молитву «Господи Боже наш, молитвами Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и всех святых Твоих»; совершается перенесение святых мощей на св. престол при пении тропаря «Иже на камени веры»; перед царскими вратами архиерей произносит: «Возмите, врата, князи ваша» (Пс 23. 7a) — и входит в алтарь, обходя вокруг св. престола с пением тропарей «Святии мученицы » и «Слава Тебе, Христе Боже, апостолов похвало», ставит дискос со святыми мощами на престол; совершается каждение престола с чтением Псалма 25; читаются молитва «Господи небесе и земли, иже святую Твою Церковь» и главопреклонная молитва «Благодарим Тя, Господи Боже сил»; чин завершается вложением святых мощей в пришитые к Антиминсу мешочки, запечатыванием их воскомастихом, чтением молитвы «Господи Боже наш, иже и сию славу» и возглашением: «С миром изыдем». Антиминсы обязательно должны быть подписаны архиереем. После освящения Антиминсы должны лежать на престоле 7 дней и каждый день на них должна совершаться Евхаристия (Там же. С. 28-44; Прилуцкий. С. 68-70). Все молитвы чина практически совпадают с соответствующими молитвами чина освящения храма (порядок молитв неск. иной); примечательно, что Антиминсы везде названы «жертвенниками», т. е. «престолами».

2-я редакция чина освящения Антиминса отдельно от освящения храма в отличие от 1-й — краткая. C XVII в. и по настоящее время она является общепринятой в греч. Церквах (Εὐχολόγιον τὸ Μέγα. Σ. 326-328), в XVII в. она использовалась и в Киевской митрополии (Прилуцкий. С. 70-72). Чин 2-й редакции включает обычное начало, тропарь и кондак Пятидесятницы, прокимий Акафиста Богородице «Взбранной Воеводе» (эти песнопения присутствуют только в южнорус. рукописях); далее лежащие на святом престоле Антиминсы окропляются душистым вином (соответствующим «родостаме» рус. Чиновника) с возглашением Пс 50. 9 (трижды), Пс 50. 10-21 и «Благословен Бог наш всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь»; Антиминсы трижды крестообразно помазываются св. миром с пением Псалма 132; совершается каждение с чтением Псалма 25; читаются молитва «Господи небесе и земли, иже святую Твою Церковь» и главопреклонная молитва «Благодарим Тя, Господи Боже сил»; чин завершается вложением святых мощей в пришитые к Антиминсу мешочки, запечатыванием их воскомастихом, чтением молитвы «Господи Боже наш, иже и сию славу»; далее совершается литургия.