Житие преподобных отцов наших Афанасия и Феодосия Чере́повских, чудотворцев, основателей святой обители Воскресения Христова и Живоначальной Троицы.
До наших времен сохранилось очень мало сведений об основателях Воскресенского Чере́повского монастыря преподобных и богоносных отцах наших Афанасии и Феодосии. Во времена польско-литовского нашествия в начале XVII столетия многие города и монастыри северной Руси были разграблены и сожжены. Не избежал этой участи и Чере́повский монастырь. Практически все письменные источники, свидетельствующие о преподобных, были тогда утрачены. Уцелели лишь Синодик 1587 года, в котором были вписаны имена основателей обители преподобных Афанасия и Феодосия, и вкладная книга монастыря 1568 года, сообщающая:
«Сия книги святыя обители сия Воскресенья Христова и Святыя Живоначальныя Троицы, и святых преподобных чудотворцев Сергия и Никона, и начальников святыя обители сия преподобных отец наших Феодосия и Офонасья»;
«Лета з7 семьдесят шестаго (1568) месяца сентября воскресенской архимандрит Макарий, поговоря с священници и старци, со всею братьею, сия книги уложил вкладные братцкие и служни и всех православных крестьян, приходящих во святую обитель сию, и хто что даст вкладу денег, или хлеба, или лошадей, или какия животины нибуди Воскресенью Христову в дом и Святой Живоначальной Троице и преподобных святых чудотворец Сергию и Никону, Феодосью и Офонасью» [1].
Из немногих устных преданий, дошедших до нас, о череповецких преподобных известно следующее.
«Ехал с товаром московский купец по р. Шексне в Белозерск. Около нынешняго г. Череповца, близ устья р. Ягорбы, днем вдруг сделалась такая тьма, что берега реки, лес и прочее исчезло из глаз купца. Лодка с товаром села на мель. Пораженный таким необыкновенным явлением купец стал горячо молиться, и вот, во время молитвы его глазам представилось еще более удивительное зрелище: находившаяся вблизи гора, покрытая лесом, была как бы в огне, и из-за горы по долине р. Ягорбы исходили лучи света, указывающие направление пути. Купец снялся с мели и подплыл по направлению лучей к чудной огненной горе, — и явление исчезло. Потрясенный до глубины души такими необыкновенными явлениями, купец взошел на эту гору. Чудный вид представился ему с этой горы: кругом беспредельные леса, под ногами, в низменности, поросшей густым лесом, причудливыми зигзагами извивалась р. Ягорба, вдали на востоке серебреная лента Шексны. Все это случилось в Воскресный день. Ознаменовав это дивное место крестом, купец уехал. На следующий год, привезя с собою большую икону Воскресения Христа, (день чуднаго видения), он устроил на горе часовню и украсил ее привезенною иконою»[2].
Предание говорит, что купец, устроивший часовню на горе, собственноручно прорубил в лесу просеку, образовав тропинку (современный Советский (Воскресенский) проспект г. Череповца) от часовни Воскресения Христова к будущей церкви села Федосьева (современная Красноармейская площадь г. Череповца), где водрузил крест на месте, на котором предполагал в будущем возвести храм. Этим купцом, положившим начало Воскресенскому монастырю, а также Федосьевской церкви был преподобный Феодосий.[3]
После внезапно постигшего его горя – смерти всей семьи, купец раздал всё свое имущество нищим и посвятил себя служению Богу. Ища мудрого духовного наставника, он пришел в Свято-Троицкий монастырь к игумену Сергию и принял от него пострижение с именем Феодосий.
Но близость столичного города и многолюдность большого монастыря утомляли святого и напоминали о прошлой суетной жизни. На память ему все чаще приходила пылающая гора, что видел он на реке Шексне.
Желая уединенного подвижнического жития, преподобный Феодосий, испросил у старца Сергия позволения удалиться на север, в места малоизвестные. Авва Сергий благословил и дал ему в помощь одного из своих учеников, сподвижника и сомолитвенника, преподобного Афанасия, по прозванию «Железный Посох», которое подвижник получил из-за обычая всегда носить с собою железную палку для изнурения плоти.
Угодники Божии поселились в Белозе́рском краю на Чере́повском урочище, среди непроходимых дремучих лесов, в местности, при впадении реки Ягорбы в реку Шексну. Здесь, у часовни в честь Воскресения Христова, которую построил Феодосий еще будучи купцом, иноки поставили церковь в честь Святой Троицы.
Следуя примеру своего учителя преподобного Сергия, угодники Божии вели строгое иноческое житие, пребывая в непрерывных трудах и неослабных всенощных молитвословиях. Благочестивые подвижники умерщвляли свои тела постом и молитвою, ведя невидимую и суровую брань со страстьми и похотьми. Они непрестанно воздыхали о грехах своих и памятовали о часе смертном.
Слава об их равноангельном житии, строгом воздержании, трудолюбии, смирении и душевной чистоте стала распространяться, и постепенно к Афанасию и Феодосию начали собираться люди, чтобы под их руководством спасать свои души.
Вскоре устроился небольшой монастырь. Преподобные строго наставляли братию соблюдать общежительный устав: никому не следовало что–либо приобретать для себя или что-то считать своим, по заповедям святых отцов все надлежало считать общим.
Преподобный Феодосий стал первым настоятелем обители. Приняв смиренно тяжесть игуменского креста, он не скорбел об оставленном богатстве и людской славе, твердо памятуя, что не от людей, а от Бога следует искать похвалы. Будучи строителем нового монастыря, расположенного в лесных, непроходимых местах, он, несмотря на все беды и трудности, всегда во всем полагался на Бога, веря, что Щедрый и Милостивый Господь не оставит Своей благодатью усердно работающих Ему.
После многих лет богоугодной жизни, чувствуя приближение своей смерти, преподобный Феодосий призвал к себе монастырскую братию и дал ей наставление. Он увещал иноков пребывать в вере и единомыслии, хранить чистоту душевную и телесную, удаляться от злых похотей и страстей, питать ко всем нелицимерную любовь. Перед своей кончиной сей достойный подвижник поставил вместо себя игуменом преподобного Афанасия.
Подлинно неизвестно в каком именно году преподобный Феодосий предал свою святую душу в руки Христа Бога, Которому он со всей своей любовью и усердием угождал в жизни.
Иноки с псалмопениями и надгробными песнями погребли честное тело святого в обители, которую он основал и где столь ревностно подвизался, служа им во всем добрым примером.
Господь, как любящий Отец, не оставил чад Своих, даровав им нового заботливого наставника – преподобного Афанасия. Благодаря этому светильнику веры и благочестия, умудренному духовной опытностью, братия жила в мире и любви, неся посильные подвиги во славу Господа нашего Иисуса Христа.
Скончался преподобный Афанасий 5 июля[4] 1392 года, в один год со своим великим учителем преподобным Сергием Радонежским. С псалмопениями и надгробными песнями братия похоронила святое тело преподобного Афанасия в обители, отдавши землю земле.
В 1764 году Воскресенский монастырь был закрыт. А в 1777 году из подмонастырской слободы и села Федосьева был учрежден город Череповец.
Память святых Афанасия и Феодосия совершается 9 декабря, в Собор Вологодских святых, а также в Собор Радонежских святых. Память преподобного Афанасия Череповецкого также отмечается в день его преставления – 18 июля.
Милосердный Господь дивно прославил Своих угодников: и по сей день многочисленные и различные чудеса подаются всем с верою призывающим их и просящим их о помощи и заступлении.
Составители жития: протоиерей Олег Кочубей, Е.А. Силина.
Сноски:
[1] Афетов Л.В. Исторический очерк бывшего Воскресенского монастыря и его земельных владений. 1895 год. Рукопись.//ЧерМО, Ф.9, оп. 43, ед. хр. 1, л. 20.
[2] Афетов Л.В. Исторический очерк бывшего Воскресенского монастыря и его земельных владений. 1895 год. Рукопись.// ЧерМО, Ф.9, оп. 43, ед. хр. 1, л. 10-11.
[3] Афетов Л.В. Исторический очерк бывшего Воскресенского монастыря и его земельных владений. 1895 год. Рукопись.//ЧерМО, Ф.9, оп. 43, ед.хр. 1, л. 14.
[4] 18 июля по новому стилю.