Владыка Флавиан совершил Царские часы в кафедральном соборе преподобных Афанасия и Феодосия Череповецких

5 января епископ Череповецкий и Белозерский Флавиан совершил Царские часы в  кафедральном соборе преподобных Афанасия и Феодосия Череповецких. Владыке сослужили иерей Сергий Бондарь, иерей Максим Бакулин, диакон Сергий Пятовский, диакон Николай Карпухин.

 

Великие (царские) Часы — это особенные чинопоследования часов, которые в богослужебных книгах называются великими, а в народе – царскими. Великие часы представляют собой соединение всех четырех часов в одну службу с присоединением к ним чина изобразительных. Они включают в себя прокимен, апостольское и евангельское чтения с паремией перед ними,  особые тропари и по два псалма, приуроченных специально к празднику.

Царские часы совершаются накануне праздников Рождества и Крещения, в так называемые сочельники (6 и 18 января), и посвящаются этим священным событиям, а также в Великую Пятницу – ради Страстей Господних. Если какой-либо из сочельников попадает на субботу или воскресенье, как это случилось в этом 2018 году, то царские часы переносятся на предшествующую пятницу, и в этот день не бывает литургии.

Название «Царские часы» берет начало от древней традиции Византии: на этих часах в кафедральном соборе был обязан присутствовать сам Император. Россия восприняла традиции церковных служб от Византии, поэтому российские цари неукоснительно присутствовали на Царских часах. Название «Царских» великие часы получили только на Руси – в древних Типиконах они такого наименования не имеют.  Более правильным и согласным с древними Типиконами является именование часов великими. Кроме того, название «Царские часы» напоминает верующим о присутствии в храме  Царя Небесного.  Именно с Царских часов начинается празднование Рождества и Крещения, ими предваряется Пасха в Великую Пятницу.

Основное содержание великих часов  (тропари и чтения)  известно с IV века. В IV веке были составлены чин последования и нынешние тропари, автором которых считают святого Софрония, патриарха Иерусалимского.

СОДЕРЖАНИЕ ВЕЛИКИХ ЧАСОВ

В 1 часе из обычных псалмов остается только 5-й. В особом 44 псалме изображается красота и величие Мессии, в 45 псалме – спасительное заступление Богом Его града. Стихиры изображают приготовление Вифлеема к великому событию, которое должно произойти в нем, и смущение праведного Иосифа при виде Пресвятой Девы непраздной. Прокимен 1 часа говорит о превечном усыновлении и облечении властью Мессии (Пс. 2, 7–8). Апостол повествует о величии и превосходстве Сына Божия перед Ангелами (Евр. 1,1–10), Евангелие – об обстоятельствах, непосредственно предшествовавших Рождеству Христову, и о самом событии Рождества (Мф. 1, 18–25).

В 3 часе к псалму 50-му присоединяется псалом 66, изображающий грядущее спасение всех познавших Бога, и псалом 86 – о славе Сиона, сообщенной ему явлением в нем Мессии. Первые две стихиры изображают уничижение, которое принял на Себя Сын Божий через Свое рождение на земле; в последней стихире, как продолжении стихир 1 часа, говорится о том, как праведный Иосиф верою преодолел свое недоумение относительно непразднства своей святой Обручницы. Прокимен говорит о самом рождении Мессии (Пс. 9, 6). Паремия возвещает пророчество о явлении Бога на земле (Вар. 3,36–39). Апостол повествует о пришествии веры, о усыновлении верою Богу и о соединении со Христом (Гал. 3,23–29). Евангелие содержит более подробное, чем на первом часе повествование о самом событии Рождества (Лк. 2, 1–9).

В 6 часе оставляется 90 псалом, к которому присоединяются следующие псалмы: 71 – изображающий Мессию как Превечного царя, Его царственное достоинство найдет признание со стороны языческих народов (пророчество о поклонении волхвов), и псалом 131, изображающий благоволение Божие к роду Давидову, которое выразится в сохранении за ним на веки Престола и в избрании Сиона для пребывания Божия. Стихиры призывают всю вселенную к достойному принятию грядущего Господа. Прокимен – о предвечном рождении Мессии и Его седении одесную Бога (Пс. 109,3). Паремия – пророчество Исайи о рождении Мессии от Девы (Ис. 7:10–16, 8:1–5, 8–10); Апостол – о предвечности бытия Сына Божия (Евр. 1,10–2,3). Евангелие продолжает описание обстоятельств рождения Спасителя, повествуя о поклонении волхвов (Мф. 2, 1–12).

В 9 часе к 85 псалму присоединяются псалмы 109 и 110. В первом из них изображается предвечное рождение Мессии, Его седение одесную Бога и священническое достоинство, в другом – избавление Богом верующих в Него людей Его и заключение Завета с ними.

В первой стихире описывается горе матерей после убиения Иродом младенцев; во второй – содержится ответ Пресвятой Девы Марии на недоумение Иосифа о Ее непраздности. В третьей заключительной стихире освещается событие Рождества в свете явленного в нем истощания Христова. Стихира заканчивается призывом к поклонению Рождеству и молитвой о грядущем Богоявлении. Прокимен указывает на духовное многочадие Сиона (Пс. 86,5). Паремия представляет всестороннюю картину служения Мессии, ибо оно определялось Его Богосыновством (Ис. 9, 6–7). Апостол повествует о главной цели вочеловечения Сына Божия – Его первосвященническом служении (Евр. 2, 11–18). Евангелие, как и Апостол, говорит об избиении младенцев, которое было предвозвещением крестного страдания и смерти «Младенца Мариина» (Мф. 2, 13–23).

СХЕМА ПОСТРОЕНИЯ ВЕЛИКИХ ЧАСОВ И ПОРЯДОК ИХ СЛУЖЕНИЯ

Каждый из Великих часов (1, 3, 6 и 9) имеет следующее построение:

1.  Три псалма. Из обычных для данного часа псалмов сохраняется только один, другие два заменяются специально посвященными празднуемому событию псалмами.

2. На обычном месте на «Славу» поется тропарь предпразднства «Написовашеся иногда со старцем Иосифом». На «И ныне» читается постоянный Богородичен часа.

3. Перед Трисвятым поются (по дважды) три стихиры, посвященные празднику. Затем читаются: прокимен, паремия, Апостол, Евангелие.

4. После Евангелия читается Трисвятое по «Отче наш» и прочее по порядку, как на обычных часах.

Великие часы оканчиваются чином изобразительных, которые могут совершаться вместо Литургии. Поэтому последование изобразительных, как бы изображающее своими молитвами и песнопениями Литургию, в богослужебных книгах также носит название «обедницы».

Чин изобразительных имеет на великих часах разное окончание, в зависимости от того, совершается ли в этот день Литургия или нет.

Если в этот день Литургия служится вместе с вечерней, то на изобразительных не читаются Символ веры , псалом 33 («Благословлю Господа на всякое время»), не поется «Буди Имя Господне», потому что все это бывает на Литургии. (Шиманский Г. Литургика. Двунадесятые Господские праздники. Рождество Христово).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *