Желающим креститься

Запись на крещение проходит в церковной лавке кафедрального собора (не по телефону, а при личном присутствии). Церковная лавка работает с 9.00 до 19.30.

Крещение в кафедральном соборе совершается в нижнем храме ежедневно, в воскресенье: в 11.00, в остальные дни — в 10.00.

При крещении мальчика необходим, как минимум, крестный папа; при крещении девочки — крестная мама.

До крещения крестным (а также  при необходимости и возможности родителям) необходимо пройти в храме огласительную беседу.

Огласительные беседы проводятся в нижнем храме по воскресным дням в 12.00, по четвергам в 11.00. Имеющиеся вопросы можно задать на огласительной беседе.

Также предлагаем ознакомиться с памяткой о Таинстве Крещения.

 Таинство Крещения

Таинство Крещения есть такое священное действие, в котором верующий во Христа, при троекратном погружении тела в воду, с произношением слов «крещается раб Божий (имя рек) во имя Отца, аминь, и Сына, аминь, и Святаго Духа, аминь»  омывается от первородного греха, умирает для жизни плотской, греховной, и возрождается от Духа Святого в жизнь духовную, святую.

Таинство Крещения издавна считается дверью в Церковь Христову и преддверием для всех остальных таинств, которые помогают верующему человеку в спасении. В этом Таинстве благодать Божия, впервые таинственно изливаясь на призванного к вере Христовой человека, совершенно очищает его от  греха, проклятия и вечной смерти, освящая и воссоздавая доселе греховное человеческое естество. Об исключительной важности этого Таинства засвидетельствовал еще в беседе с Никодимом Сам Спаситель, сказав: «Аще кто не родится водою и Духом, не может внити в Царствие Божие» (Ин.3:5).

Таинство Крещения имеет Божественное установление. Установитель его – Сам Иисус Христос, Который освятил это Таинство Своим собственным примером, крестившись от Иоанна в водах реки Иордана. Крещение Иоанна Крестителя, хотя и являлось «с небесе» (Мк.11:30), но было лишь прообразом Крещения Христова. По смыслу Св. Писания «Иоанн крести крещением покаяния, людем глаголя, да во грядущаго по нем веруют, сиречь во Христа Иисуса» (Деян.19:4). Крещение Христово стало Крещением в пришедшего в мир Спасителя. Оно совершало само благодатно «освящение, именуясь Крещением «Духом Святым» (Мф.3:11), и сделалось доступным и уверовавшим во Христа язычникам, так как после Своих крестных страданий, смерти и воскресения Господь об этом Сам повелел ученикам и апостолам, сказав: «Шедше убо научите вся языки, крестяще их во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа» (Мф.28:19). Апостолы Христовы, облекшись «силою свыше» (Лк. 24: 49),  сами стали совершать таинство Крещения, очищая и возрождая в нем верующих благодатию Святого Духа. Священное Писание Нового Завета приводит немало примеров о том, как апостолы крестили тех, кто имел веру в Иисуса Христа. Святая Церковь, приняв это таинство от святых апостолов, неизменно совершала и совершает его над всяким человеком, который желает спасения.

Главным и основным в чинопоследовании Таинства Крещения является троекратное погружение крещаемого в воду, которая должна быть «чистая, естественная», и произнесение слов: «Крещается раб Божий… во имя Отца, аминь. И Сына, аминь. И Святаго Духа, аминь». Употребление при крещении троекратного погружения в воду выражает собой спогребение крещаемого Христу, а троекратное поднимание его из воды – тридневное воскресение Христа и совосстание с Ним крещаемого (Рим.6:4). Преподобный Симеон Новый Богослов говорит: «Что для Христа Господа были Крест и гроб, то для крещаемых есть Крещение; и как Христос умер плотию и воскрес, так и мы умираем греху и воскресаем для добродетели силой Божией». В Крещении крещаемый поучает возможность оказаться лично причастным к искупительной Жертве Христовой. Крещенный  сраспинается и воскресает со Христом в новую жизнь, жизнь для Бога и с Богом.

При Крещении совершается Таинство Миропомазания, основной смысл которого – сообщение новокрещеному дара Святого Духа. Через миропомазание святым миром запечатлеваются и утверждаются на крестившемся дары Святого Духа, которые получает он в укрепление своей христианской веры. Через помазание чела сообщается освящение ума или мыслей; через помазание очей, ноздрей, уст и ушей – освящение чувств; через помазание персей – освящение сердца или желаний; через помазание рук и ног – освящение всех дел и всего поведения христианина. Человек становится жилищем Бога, теперь в нем пребывает и действует Святой Дух. Совершается Таинство Миропомазания только над теми, кто уже крещен, и, как и таинство Крещения, не повторяется.

Крещение – это Таинство, в котором крещаемый очищается от всех своих грехов, умирает для жизни греховной, рождается в новую, духовную жизнь. Наитием Святого Духа человек освящается. Если крещаемый принимает Крещение с верой и покаянием, полным доверием к Богу, то Дух Святой вселяется в него, живет и действует в нем. Меняются его мышление, слова, поступки. Крещаемый не только умирает для греха, но и принимает на себя свойства и образ Христа, наделяется благодатью, делающего его способным к познанию Бога, общению, соединению с Ним. После Крещения меняются отношения крещенного с Богом. В этом Таинстве человек усыновляется Богу и теперь  отношения  строятся на верности, послушании и любви крещенного человека к Богу.  Святитель Иоанн Златоуст так говорит о невидимой, благодатной стороне таинства: «При совершении Крещения предстоят и Ангелы, но объяснить способ этого дивного рождения не может ни один из них… Крещение не просто отпускает нам грехи, не просто очищает нас от беззаконий, но так, как бы мы вновь родились, ибо оно вновь творит нас и образует».

Крещение совершается как над взрослыми, так и над младенцами. Когда оно совершается над взрослыми, то от желающего принять Крещение требуются покаяние и вера. «Покайтеся, – говорит апостол Петр слушавшим его проповедь в день Сошествия Святого Духа, — и да крестится кийждо во имя Иисуса Христа во оставление грехов: и приимите дар Святаго Духа» (Деян.2:38). «Такое покаяние состоит в признании своих грехов грехами, в сожалении о них, в исповедании их, в оставлении греховной жизни. Иначе: покаяние есть сознание падения, сознание необходимости в Искупителе, покаяние есть осуждение своего падшего естества и отречение от него для естества обновленного. Необходимо, чтобы наш сосуд — сосудом называю ум, сердце и тело человеческие по отношению к Божественной благодати — был очищен для принятия и сохранения Духовного Дара, преподаваемого святым Крещением» (святитель Игнатий Брянчанинов).

И Сам Иисус Христос говорил: «Иже веру имет и крестится, спасен будет» (Мк.16:16). Сообразно с этим апостолы, прежде чем креститься, поучали вере и располагали к исповеданию веры. Именно поэтому в чинопоследование Крещения введено исповедание веры или чтение Символа веры перед Крещением, а также и присутствие при Крещении поручителей веры или восприемников. Младенцев же крестят по вере их родителей и восприемников, которые обязаны научить их вере, когда они будут приходить в возраст.

По уставу Церкви, восприемники должны быть не только при крещении младенцев, но и взрослых, и именно для того, чтобы поручиться перед Церковью за веру крещаемого, а после Крещения принять его в свое попечение, для утверждения его в вере.

Значение Таинства Крещения состоит в том, что крестившийся и уверовавший будет спасен, по словам Христа, как «омытый, освященный, оправданный» (1Кор.6:11) в Крещении, т.е. после принятия таинства, нравственное состояние человека совершенно иное: он освобождается от греха, становится праведным и святым, он обладает просветленным умом, новой волей и обновленным сердцем. Если до Крещения грех живет в сердце, а благодать действует извне, то, по мысли святых отцов, после принятия таинства «благодать вселяется в сердце, а грех влечет извне». Сущность возрождения и святости крещеного состоит в перемене его жизни,  в  изменении направления его воли к добру. Однако, как  замечает святитель Феофан Затворник, Крещение полагает лишь только «начало» спасения, так как человеку предстоит еще борьба со своими греховными навыками и привычками, чтобы в своей жизни уподобиться Христу. Христиане, которые грешат после Крещения, виновнее в своих грехах, чем некрещенные, потому что имели от Бога особенную благодать и помощь и отвергли ее. Апостол Петр говорит: «Аще бо отбегше скверн мира в разум Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, сими же паки сплетшеся побеждаеми бывают, быша им последняя горша первых» (2Пет.2:20). Однако Господь по Своей милости даровал другое подобное средство для разрешения грехов, установив Таинство Покаяния, которое называют поэтому часто вторым Крещением.

Святые отцы о Таинстве Крещения.

— «Однажды навсегда отрекся ты от сатаны и от ангелов его и при многих свидетелях вступил в завет со Христом… Не пренебрегай сим… <ибо в день Суда> услышишь неприятное для тебя слово: от уст твоих сужду ти, лукавый рабе (Лк. 19, 22). … Сказано: отрекаюсь сатаны и всех дел его. Каких дел? — Выслушай: блуда, прелюбодеяния, нечистоты, лжи, татьбы, зависти, отравления, гадания, ворожбы, раздражительности, гнева, хулы, вражды, ссоры, ревности; отрекаюсь пьянства, празднословия, гордыни, празднолюбия, отрекаюсь глумления… нет и времени перечислить все… отрекаемся… всего, именуемого худым, что только ненавидит Бог» (преподобный Ефрем Сирин).

— «Невозможно вступить в общение с Богом, в чем заключается истинная наша жизнь… не вступив в христианство посредством Святого Крещения». (святитель Игнатий Брянчанинов).

— «Не крестившийся не просвещен, а без света как глаз не видит того, что можно ему видеть, так и душа не способна к созерцанию Бога. (свт. Василий Великий).

— «Не оставляй веры крещения твоего и не погубляй печати духовной, чтоб Господь пребывал с душою твоею и покрывал тебя в дни зла» (авва Евагрий).

— «…Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся (Гал. 3,27). Христос есть одежда спасения. Ты облекся в ризу не затем, чтобы покрыть наготу телесную, но затем, чтобы быть неприкосновенным для насилия смерти. … Таинственное возрождение и очищение наше от всех прежних грехов совершается в крещении, но пребыть в последующее время чистыми и не допускать к себе снова никакой скверны — это зависит от нашей воли и заботливости» (святитель Иоанн Златоуст).

Чинопоследование Таинства Крещения

В Древности ко Крещению готовились долго — год или несколько лет. Готовящихся ко Крещению называли оглашенными, так как их оглашали — рассказывали им о Христе, о православной вере, о Церкви. К концу периода оглашения они хорошо знали Священное Писание, заповеди Божии, молитвы и многое другое. Еще не будучи крещеными, они уже участвовали в жизни Церкви, уже были как бы младшими членами церковной общины и могли присутствовать на богослужениях (правда, только до определенного момента). Крестили оглашенных чаще всего в конце Великого Поста, перед Пасхой. Современный человек, если он хочет кре­ститься или крестить своего ребенка, должен готовиться к этому. Надо постараться прочитать Евангелие, познако­миться с учением Православной Церкви. Надо обязательно побе­седовать со священником и покаяться в своих грехах.

Как совершается Таинство Крещения? Обряды, непосредственно предшествующие Крещению, составляют чин оглашения.

Запретительные молитвы (молитвы на изгнание нечистых духов). Кроме видимого, материального мира Бог сотворил мир невидимый, духовный — мир ангелов. Ангелы — это послушные Богу служебные духи. Но в невидимом мире произошла трагедия: часть ангелов отпала от Бога. Этих падших, предавших своего Творца, злых ангелов мы называем бесами, а их предводителя — сатаной или дьяволом. Имя сатана означает «противник», а дьявол — «клеветник». Сатана и его слуги во всем противятся Богу и стремятся обманом погубить как можно больше человеческих душ. Бесы — это духовные существа, они могут являться людям в разных обличиях. Бесы могут воздействовать на душу человека, могут внушать ему греховные желания, могут, если человек не сопротивляется им, полностью парализовать его волю. Они мо­гут даже вселиться в душу человека и завладеть ею.

Чин оглашения начинается с того, что священник читает запретительные молитвы. Именем Божиим он заклинает сатану и повелевает ему отступить от новоизбранного воина Христо­ва — от человека, готовящегося ко Святому Крещению. Подойдя к крещаемому, священник трижды произносит, обращаясь к Богу: «Изжени (изгони) из него всякого лукавого и нечистого духа, сокрытого и гнездящегося в сердце его».

Крещальные обеты и исповедание веры. Принимая Святое Крещение, человек становится христианином — воином Христовым. Это значит, что он вступает в борьбу со злом, с сатаной. Все мы призваны к тому, чтобы с Божией помощью победить зло в своей душе — победить грех. Подобно тому, как воин приносит присягу, будущий христианин дает обет (обещание) никогда не служить сатане (то есть бороться с грехом) и быть верным Христу (любить Бога и жить по Его заповедям). За младенца обеты дают его крестные.

Крещаемый поворачивается спиной к купели, к востоку, а лицом к западу. Священник 3 раза задает ему вопрос: «Отрекаешься ли от сатаны, и от всех дел его, и всех аггелов (служителей) его, и всего служения его, и всей гордыни его?». Крещаемый отвечает: «Отрекаюсь». Священник спрашивает (тоже трижды): «Отрекся ли от сатаны?». Крещаемый отвечает: «Отрекся». После этого по древнему обычаю полагается в знак презрения дунуть и плюнуть в сторону запада. Потом крещаемый поворачивается лицом к востоку, и священник задает ему новые вопросы: «Сочетаешься (соединяешься) ли со Христом?» Крещаемый отвечает: «Сочетаюсь». Священник спрашивает: «Сочетался ли со Христом?». Крещаемый отвечает: «Сочетался». Эти вопросы и ответы тоже повторяются 3 раза. Священник спрашивает: «И веруешь ли Ему?» Крещаемый отвечает: «Верую Ему, как Царю и Богу». Затем крещаемый читает Символ веры.

Во что мы верим (объяснение Символа веры). Мы верим в Бога-Троицу: Отца, Сына и Святого Духа. Это не три Бога, а Единый Бог в трех Лицах. Мы верим в то, что Бог — Творец мира, в котором мы живем. Мы верим, что Иисус Христос, Сын Божий (Второе Лицо Пресвятой Троицы) ради спасения людей от греха, от смерти, от власти сатаны, пришел на землю и стал Человеком. Во Христе две природы — Божественная и человеческая. Он принес Себя в жертву за наши грехи — был распят и умер на Кресте, но в третий день воскрес, как было предсказано древними пророками. Своей смертью Он победил смерть и открыл нам дорогу в Царство Божие и в вечную жизнь. Мы знаем, что Христос придет на землю второй раз, и день Его Второго Пришествия будет днем воскресения мертвых и Страшного суда. Мы верим в Святую Церковь, основанную здесь на земле Самим Христом. Мы верим в то, что Христос хочет спасения всех нас и что в Таинстве Крещения прощает нам грехи. Когда мы молимся, мы осеняем себя крестным знамением (изображаем на себе крест). Три пальца мы соединяем вместе в знак нашей веры в Бога — Троицу. Два пальца пригибаем к ладони, так как мы верим, что в Иисусе Христе соединены две природы — Божественная и человеческая.

После того, как крещаемый исповедал свою веру перед Богом и людьми, священник снова спрашивает его: «Сочетался ли со Христом?». Крещаемый отвечает: «Сочетался». Священник говорит: «И поклонись Ему». Крещаемый делает поклон Богу: «Поклоняюсь Отцу и Сыну, и Святому Духу, Троице Единосущной и Нераздельной». И священник читает молитву, в которой он просит Бога даровать оглашаемому благодать святого Крещения. После этого начинается само Таинство Крещения. Зажигаются свечи на купели, и священник торжественно возглашает: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа, ныне и присно и во веки веков».

Освящение воды. Затем священник молится о том, чтобы Бог наитием Святого Своего Духа освятил воду для Крещения. И еще он молится о крещаемом: о том, чтобы стать ему сыном света и наследником вечных благ.

Помазание святым елеем. Елей — это освященное растительное масло. Елей — символ мира, благоденствия и милости Божией. Для крещаемого помазание елеем означает, что Бог прощает, милует его, дает ему радость, исцеление от грехов и призывает его войти в Свое Царство.

Священник крестообразно помазывает воду в купели, а потом самого крещаемого. Сначала он помазывает его лоб со словами: «Помазуется раб Божий (имя) елеем радования во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь». Затем помазывает грудь: «Во исцеление души и тела». Затем уши: «В слышание веры». Руки: «Руце (руки) Твои (то есть Божии) сотвористе мя и создаесте мя (сотворили меня и создали меня)». Ноги: «Во еже (чтобы) ходити ему по стопам заповедей Твоих».

Крещение. По правилам полагается крестить погружением в воду. В большинстве храмов нет таких больших купелей, чтобы в них можно было крестить погружением взрослых людей. В наше время чаще всего крестят обливанием. В редких случаях (если, например, человек тяжело болен) допускается крещение окроплением.

Священник погружает или обливает крещаемого три раза, произнося при этом такие слова: «Крещается раб Божий (имя) во имя Отца. Аминь. И Сына. Аминь. И Святаго Духа. Аминь».

Смысл Крещения. Крещение — таинственное, непостижимое для человеческого разума, обновление всего человека. Очищение и освящение его души и тела. Это его второе — духовное — рождение. В Крещении Бог прощает человеку все его грехи и дает благодатную силу на борьбу с грехом. Поэтому Крещение тесно связано с покаянием. Человек, принимая Крещение, дает Богу обещание исправить свою жизнь.  В крещальной купели человек умирает и воскресает. Погружение в воду означает смерть для греха, а выход из воды означает воскресение для новой жизни с Богом.

Облачение в белые одежды. Священник облачает новокрещенного в белую крестильную рубашку (белая одежда — знак чистоты души) и надевает на него крест, говоря: «Облачается раб Божий (имя) в ризу правды во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь».

Таинство Миропомазания. Сразу после Крещения совершается еще одно таинство — Миропомазание. Миро — это благовонная жидкость, которую освящает сам Патриарх. В помазании святым Миром новокрещенному подается дар Духа Святого. Помазывая его лоб, веки, ноздри, уши, губы, грудь, руки и ноги, священник каждый раз произносит: «Печать дара Духа Святаго». А новокрещеный отвечает: «Аминь».

Смысл Миропомазания. Через 50 дней после воскресения Христа и через 10 дней после вознесения Его на небо Дух Святой сошел на учеников Христовых в виде языков пламени. Дух Святой — Бог, Третье Лицо Пресвятой Троицы.  Сошествием Своим Он освятил апостолов и даровал им особенную благодать. С тех пор благодать Духа Святого всегда присутствует в Церкви, и каждый, кто через  Крещение  присоединяется  к  Церкви,  приобщается  этой  благодати.

В древней Церкви дар Духа Святого передавался возложением рук епископа, но впоследствии этот обряд был заменен помазанием святым Миром.

Шествие вокруг купели. В древности оглашенных крестили не в храме, а в отдельном помещении — баптистерии (крестильне). После крещения они, одетые в белые одежды, со свечами в руках торжественно шли в храм, где их радостно встречала вся церковная община. В наше время совершается троекратное шествие вокруг купели с пением: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся. Аллилуйя» (переводится так: «Вы, которые во Христа крестились, во Христа облеклись. Славьте Бога!»)

Чтение Апостола и Евангелия. Когда все возвращаются на свои места, читается отрывок из послания святого апостола Павла римлянам (глава 6, стихи 3-11): «Братие! Все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились. Итак, мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения, зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху; ибо умерший освободился от греха. Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним, зная, что Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти. Ибо, что Он умер, то умер однажды для греха; а что живет, то живет для Бога. Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем.»

Потом священник читает отрывок из Евангелия от Матфея (глава 28, стихи 16-20): «Во время оно одиннадцать учеников пошли в Галилею, на гору, куда повелел им Иисус. И, увидев Его, поклонились Ему; а иные усомнились. И, приблизившись, Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь».

Омовение. Святое Миро, которым помазывают новокрещенного, не должно оставаться на теле человека, поэтому священник отирает его специальной губкой, омоченной в воде.

Пострижение волос. Затем совершается пострижение волос. Оно означает посвящение человека Богу.

Воцерковление. Самый последний обряд, связанный с Крещением и Миропомазанием, называется воцерковлением. Если воцерковляется мужчина или мальчик, то священник вводит его в алтарь. Девочки и женщины прикладываются к иконам Спасителя и Божией Матери справа и слева от Царских врат (центральных дверей алтаря). После крещения младенца следует причастить.

После совершения Таинства Крещения новокрещенному следует стремиться вести полноценную церковную жизнь: регулярно посещать храм, участвовать в церковных таинствах Покаяния и Евхаристии, узнавать богослужение, молиться,  учиться жизни в Боге.

 

Данные памятки можно взять в притворе кафедрального собора г.Череповца.