В помощь нашим прихожанам

Как научиться страху Божию?

Зрите око Божие, утвердившееся  над вашим сердцем и все в нем видящее … Отсюда придет благоговейный страх Божий, внимание к себе, отвержение всех недобрых мыслей и чувств и пребывание в трезвении. Если даст Господь навыкнуть сему стоянию перед Богом, тогда вам никакие уроки не будут нужны. (святитель Феофан Затворник Вышенский).

У Бога все равны … и смотрит Он только на сердце. Как сердце к Нему, так и Он к сердцу, чье бы то сердце ни было… Бог везде есть и все видит, и очи Его светлейшие паче солнца суть. Память об этом надо внедрить в сердце или слить с сознанием. Когда же душа будет держать сознание о сем, то не может не иметь и страха Божия, и благоговеинства пред Ним с заботою угодить Ему всем – и словом, и мыслию, и движением, и делом. (святитель Феофан Затворник Вышенский).

Страху Божию ничто столько сильно не поддержит, как память о страшном суде. (святитель Феофан Затворник Вышенский).

Под  страхом Божиим образуется решимость ни в чем себе не поблажать, а, напротив, умучивать себя наперекор своим хотениям…(святитель Феофан Затворник Вышенский).

Не забывайте держать память о вездесущии и всеведении Божием и также о смерти. Это самые строгие учителя. От них страх Божий и всё доброе. (святитель Феофан Затворник Вышенский).

Как Богу угодить?

Лучше всего, если совсем себя забудете, а будете только иметь в мысли, как бы Бога не прогневить чем неугодным Ему в мыслях, словах и делах. (святитель Феофан Затворник Вышенский).

Познавайте свою немощь и греховность, не осуждайте никого, себя не оправдывайте, смиряйтесь, и Господь вознесет Вас в свое время. (игумен Никон (Воробьев))

Как и чем измеряется  смирение?

 Вот мера: кто смирен, тот не может видеть, чтобы кто-либо относился к нему ниже его достоинства; ибо он так низким себя считает, что никто не может отнестись к нему ниже того, как бы ни ухитрялся. В сем Премудрость! (святитель Феофан Затворник Вышенский).

Каков путь ко спасению?

 Память Божия, память смертна, дух сокрушен… и болезненное к Богу припадание: «О, Господи, спаси же! О, Господи, благопоспеши же!» Се – прямая дорога! Не мое это слово, а всех старцев, прямо на дело смотрящих. (святитель Феофан Затворник Вышенский).

Как бороться с рассеянностью, невнимательностью на молитве?

 …беда наша в том, что мысли разбегаются, за ними уходит и внимание, и ум начинает блуждать вне и не знать, куда уходит. Молитва и пресекается, хоть и стоим на молитве.  Как же быть? Не вижу нигде указаний: одно  все говорят: когда опомнишься, воротись опять в сердце и начинай опять взывать из сердца, взывай и о том, чтобы ум не убегал вовне. Опять убежит ум, опять вороти его, и опять берись взывать, и всё так… (святитель Феофан Затворник Вышенский).

Как достичь трезвения?

 Трезвение есть дар благодати, и самому его достигнуть невозможно, а надо только трудиться над исканием его и молить Господа о нем в чаянии Божия присещения. Как искать? Замечаете ли, что, когда есть в сердце чувство, тогда внимание не отходит от сердца; потому заключаю, что если делать так, чтобы приступить к умной молитве не иначе, как наперед возбудив в сердце какое-либо святое чувство, то внимание не отойдет от сердца, с вниманием будет там ум и умная молитва. Попробуйте так, может быть, дело пойдет на лад. Какое чувство? Всякое святое. Славословие, благодарение, сокрушение, страх Божий, самоуничижение и прочее… Надо облещись в одежду смирения и держать глубокое чувство своего ничтожества и скудости во всем… Когда нет такого чувства, Господь не даст дара трезвения. (святитель Феофан Затворник Вышенский).

Как  обрести навык хождения в присутствии Божием?

 Весь труд теперь должен быть обращен на то, чтобы непрестанно помышлять о Боге или (ходить) в присутствии Божием …  Чтобы прилепить мысль к Единому, старцы имели обычай навыкать непрерывному произношению коротенькой молитовки, от навыка и частого повторения молитовка эта так навязывалась на язык, что он сам собою повторял её. Чрез это и мысль прилеплялась к молитве, а чрез неё и к помышлению о Боге непрестанному. После навыка молитва  связывала память о Боге, а память о Боге молитву; и они взаимно себя поддерживали. Вот и хождение пред Богом. (святитель Феофан Затворник Вышенский).

Что значит «предать себя в волю Божию»?

 Все же закон, что и себя, и своих, и всё своё должно вседушно предать в руки Господа, остается непременным. Когда заповедь есть – «не могу» не должно иметь места, и отговариваться этим не должно. Как хотите и как сумеете, но извольте поставить себя в полную преданность в волю Божию и все встречающееся принимать как прямо идущее от воли Божией, от лица Божия, не только с покорностью, но и благодушно, радостно и благодарно … Что ни посылает Он кому, всё ко спасению. Возгревайте веру сему, и упованием воодушевляйтесь на терпение. (святитель Феофан Затворник Вышенский).

Как  навыкнуть всегда памятовать о Господе?

…чтоб всегда памятовать о Господе, яко близ и даже в сердце сущем. Чтобы в сем успеть, советуется навыкнуть  молитве Иисусовой: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, повторяя её непрестанно с мыслию о Господе, яко сущем в сердце или близ сердца. Стань вниманием в сердце пред лицеем Господа и говори: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго. Все дело в этом и есть, и по существу дела больше ничего не требуется. (святитель Феофан Затворник Вышенский).

Как  обрести  благодушие?

 Благодушествуйте! И всегда у Господа испрашивайте себе сего дара. С ним не будет никакого горя. Всё будет принимаемо как радостное и благоприятное. Тут сила Божия на мирное течение пути в жизни сей, всегда почти стропотном (извилистом). (святитель Феофан Затворник Вышенский).

Взявшись благоугождать Богу, надо, во-первых, всё принимать спокойно и терпеть благодушно, а во-вторых, уметь держать себя при сем и действовать… в случаях неприятных, породивших неприятные против других чувства, не следует ни говорить, ни действовать. Надо наперед успокоиться и совершенно исторгнуть из сердца неприятность, чтоб и следа её не было. Тогда и речь, и дело пойдут ладно.  (святитель Феофан Затворник Вышенский).

Как следует относиться к Богу?

 Нормальное к Богу наше отношение  есть болезненное с сокрушением Ему припадание в сердце, с воззваниями: Имиже веси судьбами спаси мя! В руки Господни надо положить себя, да творит в нас и с нами, что Его святой воле угодно, только бы спас…(святитель Феофан Затворник Вышенский).

Как относиться к окружающим?

Всякого  приходящего или всякого встречаемого надо принимать как посланца Божия. Первый вопрос будет у тебя внутри: что хочет Господь, чтобы я сделал с сим или для сего лица. Всех принимать, как образ Божий, с почтением, и желать сделать добро ему. (святитель Феофан Затворник Вышенский).

C ближними надобно обходиться ласково, не делая даже и видом оскорбления.  … Мы, в отношении к ближним,  должны быть, как словом, так и мыслию, чисты и ко всем равны; иначе жизнь нашу сделаем бесполезною. Мы должны любить ближнего не менее, как самих себя, по заповеди Господней: возлюбиши ближняго твоего, яко сам себе. Но не так, чтоб любовь к ближним, выходя из границ умеренности, отвлекала нас от исполнения первой и главной заповеди, т.е. любви Божией, как о сем поучает Господь наш Иисус Христос: иже любит отца, или матерь паче Мене, несть Мене достоин: и иже любит сына или дщерь паче Мене, несть Мене достоин. О сем предмете весьма хорошо рассуждает святитель Димитрий Ростовский: «Там видна неправдивая к Богу в христианском человеке любовь, где тварь с Творцом  сравнивается; а там видна правдивая любовь, где один Создатель паче всего создания любится и предпочитается». (преподобный Серафим Саровский)

О благодарении Господа

 Извольте исповедовать, что вас Господь призвал к жизни по Богу, чем показал, что избирает вас для Царствия Небесного. Исповедуя же сие, благодарите Бога и со страхом и трепетом совершайте свое спасение, боясь, как бы, отпадши снова, Духа благодати не укорить и Крови Сына Божия не попрать. (святитель Феофан Затворник Вышенский).

Как молиться?

 Со страхом и трепетом надо совершать дело Божие, это и имейте в уме. Всячески  старайтесь, чтоб, где слово, там и ум был, или, как говорит святой Лествичник, заключать ум  в словах молитвы. Приступая к молитвословию, надо установиться вниманием пред Богом и не отходить от Него.

… во время молитвы никаких образов держать не следует. Господь везде есть. В этом убеждении и стойте, что Он везде, следовательно, и в вас, а не только около вас, и все видит и слышит. К Нему, вездесущему, всевидящему и желающему нашего спасения, и взывайте молитвенно, без всякого образа, никак Его не воображая. В таком убеждении надо утвердиться в постоянном о том думанием. И придет.

Читание молитв по книжке много рассеивает. Лучше на память заучить их… Читать их потом так, как бы они шли из сердца…

Тогда и считайте, что хорошо помолились, когда отходите от молитвы с сокрушением и самоуничижением полным.

…днем…старайтесь быть умно пред Богом молитвою Иисусовою. Как Ангелы всегда пред лицеем Бога, так и нам надо стараться. Они приносят жертву хвалы, а мы – сокрушения.

…молиться всегда от сердца, не слова только произносить молитвенные, но из сердца изводить молитвенные к Богу воздыхания, они и составляют собственно молитву. Из сего видите, что лучше всегда своими словами молиться, а не чужими – не многословно, но сердечно.

Выберите себе из псалмов стишки, которые берут за сердце, заучите их и часто повторяйте… Заучите коротенькие молитовки святого Златоуста – двенадцать дневных и двенадцать на ночь – и тоже повторяйте часто.

Приступая к молитвословию, когда бы то ни было, …потрудись …отрезвить мысль, отвлекши ее от всех земных дел и предметов. Затем помысли, кто Тот, к Кому обратишься ты в молитве, и кто ты, имеющий начать теперь это молитвенное к Нему обращение, и возбуди в душе своей соответственное тому настроение самоуничиженного и проникнутого благоговейным страхом предстояния  Богу в сердце…Читай не спешно, вникай во всякое слово, мысль всякого слова доводи до сердца, иначе: понимай, что читаешь, и понятое чувствуй…

Навыкнувши умом и сердцем обращаться к Богу с стороннею помощию – по молитвенникам, необходимо затем делать опыты и своего собственного возношения к Богу, доходить до того, чтоб душа сама, так сказать, своею речью вступала в молитвенную беседу с Богом, сама возносилась к Нему и Ему себя открывала и исповедала, что в ней есть и чего она желает…

…кроме молитвенного правила научать душу молитвенно возноситься к Богу, существуют еще три способа, вводящие в молитвенный дух. Это – посвящать утром несколько времени на богомыслие, всякое дело обращать во славу Божию и часто обращаться к Богу краткими воззваниями.

Если мы, читая…молитвы, не слова только произносим, но и мысли, и чувства те же имеем, то вот это и есть настоящая молитва.

К Богу никогда не обращайтесь кое-как. А всегда с великим благоговением. Не нужны Ему ни наши поклоны, ни наши многословные молитвы… Вопль из сердца краткий и сильный, вот что доходно!

Держать ум и сердце обращенными к Богу и устремленными – есть уже молитва, в каком бы положении кто ни был.

…Для успеха в молитве надо стараться сердце украсить всеми добродетелями…наипаче же: смирением, сокрушением, покорностию и своей воли отвержением.

Главное расположение молитвенное да будет покаянное, ибо мы много согрешаем все.

Трудитесь в молитве. Она источник утешения, мыслей просветление и доброго нрава утверждение. (святитель Феофан Затворник Вышенский).

Главное в деле спасения глазами святых отцов

Главное – пусть навыкает всегда о Боге памятовать. (святитель Феофан Затворник Вышенский)

Корень всему – благоговейный страх Божий, из коего вера о Боге и в Бога, предание себя Богу, упование, прилепление к Богу и чувство любви с забвением всего тварного. (святитель Феофан Затворник Вышенский)

Имейте в виду главное, именно  — сердце благонастроенное ко Господу и ко всему, что требует от нас дело спасения. (святитель Феофан Затворник Вышенский).

Главное – решимость и ревность Богу угождать, дух сокрушен и сердце сокрушенно и смиренно и предание себя в волю Божию. Когда сие есть – добре. (святитель Феофан Затворник Вышенский).

Но главное, со всякою духовною нуждою обращайтесь ко Спасителю. Восставьте веру, что Он близ есть и слышит … И изректие Ему  свою нужду… Почаще так … делайте … и придет. (святитель Феофан Затворник Вышенский).

Главное – страх Божий и дух сокрушен… (святитель Феофан Затворник Вышенский).

Главное ведь – ходить пред Богом, или пред оком Божиим, с сознанием, что Бог смотрит на вас, на душу вашу, в ваше сердце и там всё видит. Это сознание – самый сильный рычаг в движении внутренней духовной жизни. (святитель Феофан Затворник Вышенский).

Что является целью жизни христианина?

 … ближайшая наша цель – очищение  сердца, а за ним – Царствие Божие: ибо туда не войдет ничто нечистое. (святитель Феофан Затворник Вышенский).

Чего искать должно? Живого осязаемого общения с Господом. Дает сие благодать Божия, но нам необходимо и самим трудиться о том. Куда же обращать труд? На то, чтоб всегда памятовать о Господе, яко близ и даже в сердце сущем. Чтобы в сем успеть, советуется навыкнуть  молитве Иисусовой: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, повторяя её непрестанно с мыслию о Господе, яко сущем в сердце или близ сердца. Стань вниманием в сердце пред лицеем Господа и говори: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго. Все дело в этом и есть, и по существу дела больше ничего не требуется. (святитель Феофан Затворник Вышенский).

Как очищать сердце?

Кто мужественно борется со страстьми, строго исполняя заповеди Господа, тот по мере успехов очищается сердцем и по мере чистоты сердца сближается с Господом, Который обетовал таковым: К нему придем, и обитель у него сотворим. (святитель Феофан Затворник Вышенский).

Как волю Божию узнавать?

Многое в жизни определяется прямыми заповедями. В таком случае нечего раздумывать, а прямо делать. Когда же бывает, что хотя заповедь Божия ясна, а приложение  ее не ясно, тогда не избежать вопроса: как быть? Иногда это решается бывшими опытами своими, иногда опытами других, иногда спросом у живущих добре, иногда наведениями и умозаключениями от известного из слова Божия, иногда молитвою, по действу коей Бог полагает, как поступить. Последнее было бы надежнее всего. Но не всегда наше внутреннее таково, чтобы в нем ясно слышалось сердцем внушение Божие. У отцов есть  правило: помолись до трёх раз, и куда склониться сердце, так и делай … (святитель Феофан Затворник Вышенский).

Почему человек – это образ Божий?

 Бог благоволил отпечатлеть в нас Свой лик, создав нас по образу Своему. Всматривайтесь в сей лик и восстановляйте его в себе при свете Божием: ибо он засорен, и черты его помутились и попортились. Чтоб не вкралась ошибка в сем, имейте подлиннейший лик Божий в Господе Спасителе. С Него снимите и в себе носите, ибо Он есть образ ипостаси Отчей. (святитель Феофан Затворник Вышенский).

 Почему Господь  изъяснялся  притчами?

 Бог не пометает бисера как попало. Спаситель и к народу о Царстве Своем говорил прикровенно, в притчах. Имевшие в себе задаток духовного разума тотчас проникали внутрь и уразумевали истину. (святитель Феофан Затворник Вышенский).

Господь – Утешитель

 Господь есть Отец утехи. И как Он везде есть, то везде, стало быть, утешенье готово от Него. Дело за приемлющими, а не за Дающим. Правда, чтоб и принять, от Него же научиться надо. (святитель Феофан Затворник Вышенский).

… у Бога и помышления нет о непомиловании, а есть одна мысль и одно желание – миловать  и миловать… приходи всякий. (святитель Феофан Затворник Вышенский).

Установитесь в мысли, что без Бога ничего не бывает и потому всё бывает во благо нам. (святитель Феофан Затворник Вышенский).

Объятия Господни  открыты для всех приходящих к Нему. Идите и вы не боясь.  (святитель Феофан Затворник Вышенский).

Отношение святых отцов к перемене священника

Перемена священника  хоть не всегда  приятна, но беда от этого не слишком велика. Господь правит Церковию и всем, что в ней. Священники – орудия  Его. Что для кого нужно, то подает Господь чрез священника, каков бы он ни был, — коль скоро ищущий ищет с поною верою и усердно …(святитель Феофан Затворник Вышенский).

Не грех ли молиться о выздоровлении?

Молиться о выздоровлении нет греха. Но надо прибавлять аще волиши, Господи! Полная покорность Господу с покорным принятием посылаемого как блага от Господа благого и мир душе дает… и Господа умилостивляет … И Он: или оздравит, или  утешением исполнит, несмотря на прискорбность положения. (святитель Феофан Затворник Вышенский).

Как  относиться к болезни?

Примите сию болезнь, как Богом посланную во спасение вам. И будет, что, терпя благодушно свое болезненное состояние, вы идете прямым путем в рай… Путь туда и тесен, и прискорбен… Вот он и есть у вас: вы на нем. Смотрите, не пропустите, или, проще, не проглядите спасения. (святитель Феофан Затворник Вышенский).

Что такое духовная жизнь и как её вести?

Ходи в памяти Божией и памяти смертной… Храни дух сокрушения, сердце сокрушенно и смиренно… Будь послушен, люби молчание… времени не имей праздного. (святитель Феофан Затворник Вышенский).

Конечный плод (молитвы) – образование чувства к Богу, которое неразлучно с непрестанною молитвою или есть одно и то же с нею. – Тут бывает живой союз с Богом – цель духовной жизни. (святитель Феофан Затворник Вышенский).

Страх Божий и благоговейность пред неописанным величием Его всегда держите и возгревайте в себе и при нем сердце сокрушенно и смиренно. Веру крепкую храните и упование несокрушимое. Смиряйтесь пред всеми и других выше себя имейте. Молчание возлюбите и уединяйтесь, сколько возможно, чтоб быть во единении с Господом. Тогда Он Сам соделается для вас руководителем и учителем, и других таких лиц уже не потребуется для вас. (святитель Феофан Затворник Вышенский).

Мерою себе поставьте, что, когда вы стоите в полном недовольстве собою, то вы в добром чине; коль же скоро хоть малое чувство самодовольства придет и начнете вы цену себе давать, знайте, что вы не в своем виде, и начинайте теребить себя. Господа ради не забывайте сего пункта. (святитель Феофан Затворник Вышенский).

…Видно сильное у вас желание исправиться во всем – и малом, и великом. Господь да сохранит в вас сию ревность. Она – корень и источник всей духовной жизни человека. Избегайте самонадеянности и надежды на человека. Всю печаль свою возверзите на Господа вседушно.  И Он, ничего так не желающий, как спасения души, вразумит и наставит и силу даст следовать Его внушениям. Молитва – дыхание жизни духовной, как вы испытываете сами. Поэтому и говорить нечего… молитесь прилежнее. Непрестанно молитесь: Господь близ, и помощь Его близка…всякий момент. (святитель Феофан Затворник Вышенский).

Мирская жизнь с её заботами не служит ли препятствием в деле спасения?   

Дела житейские и общественные, от которых зависит стояние домов и обществ, — суть Богом определенные дела и исполнение их не есть отбегание в область небогоугодную, а есть хождение в делах Божеских.

Извольте возыметь убеждение,  что все, что вы делаете по дому и вне, по делам  общежития, есть Божеское и Богу угодное.

У вас теперь отчего все не ладится? Думаю, оттого, что вы хотите помнить Господа, забывая о делах житейских. Но житейские дела лезут в сознание и память о Господе вытесняют. А вам следует, наоборот, о житейских делах хлопотать, но как о Господнем поручении и как пред Господом. Так  у вас ни того, ни другого не выходит… а здесь то и другое будет исправно.

Начинайте все с молитвою, продолжайте с упованием, кончайте благодарением. Всякое дело и будет окутано Божеским одеянием… и не выбьет Бога из души…

Осуечение составляют не дела, а образ совершения их. Когда одно дело делается, а сотни толпятся в голове… Надо те все прогнать, а одно делать, и притом руками делать, а умом быть в своем месте.

Попробуйте так понять все дела свои по хозяйству и по другим отношениям, как бы они прямо от Самого Господа были вам назначены, не вообще только, а частно – всякое дело таковым понять. Тогда, приступая к делу и совершая его, можете содержать в мысли и то, что вам следует исполнять его, как было бы приятно Господу… Чрез это при делании мысль будет с Господом. Если в конце, сознав помощь Божию, возблагодарите Господа, то вам и в конце Господь.  Если затем в том же порядке исполните второе, третье и так далее до конца дня – то вот вы весь день с мыслию о Господе. А это ведь и есть то, что требуется… то есть  ходить в присутствии Божием. (святитель Феофан Затворник Вышенский).

Духовный, душевный  и плотский человек: в чем отличия?

 Духовный человек тот, кто стяжал  в себе Духа Святого, стал храмом Духа Святого.

Духовный человек совершенно отличается от душевного или плотского, что почти однозначно есть.

Ум нового (=духовного) человека способен постигать отдаленные события, прошлое и многое из будущего, постигать суть вещей, а не только явления, видеть души людей, ангелов и бесов, постигать многое из духовного мира.

…воля нового человека целиком устремляется к любви и благодарности к Богу, к желанию во всем творить только волю Божию, а не свою.

Тело духовного человека тоже изменяется, становится частично подобным телу Адама до падения, способным к духовным ощущениям и действиям (хождение по водам, способность долго оставаться без пищи).

Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием. …и мы сами, и окружающие нас не духовны, а душевны, находимся в состоянии ветхости. В лучшем случае сознаем себя такими, боремся, желали бы быть духовными, но недостаточно делаем для достижения этого.

…Плотского же  человека надо поставить ещё ниже душевного. Термин «ветхий человек» можно отнести и к душевному,  и к плотскому. Оба ещё ветхи, не обновились. Однако, плотский человек грубее, чем душевный, более материален, слабее верует или и вовсе не верует в Иисуса Христа, о духовном же не имеет никакого понятия. (игумен Никон (Воробьев))

Почему плач сердца о нарушениях заповедей дороже их исполнения по своей воле?

 Осмелюсь сказать, что сокрушение сердечное, плач сердца о нарушениях заповедей дороже их  исполнения по своей воле. Ибо последнее приводит к высокоумию и гордости, чем уничтожается все добро. А сокрушение сердца заменяет (по милости Божией) делание и держит человека в смирении, без чего суетно все делание, оно даже губительно. (игумен Никон (Воробьев))

Как руководит Господь нашим спасением?

 Как же руководит Господь? Попускает гонения, оскорбления, болезни, длительную старость с тяготой и немощами.  … Терпением вашим стяжите души ваши. Да поможет вам Господь до конца донести посланные вам кресты. (игумен Никон (Воробьев))

Чем  опасны подвиги без смирения?

… без смирения подвиги принесут больше вреда, чем пользы, даже могут погубить человека, так как они невольно вызывают высокое мнение о себе у подвизающихся и рождают прелесть. (игумен Никон (Воробьев))

Почему  необходимо терпеливо переносить скорби?

Здешние земные скорби, болезни, тяготы будут радовать нас в будущей жизни. Если Господь страдал за нас, то как нам не быть хоть в малой мере участниками страданий Христовых?! Душа наша, образ Божий, живущий в нас, желает быть  причастником страданий Христовых, только наше малодушие и немощь боятся их, хотя силы, может быть, и хватило бы на терпение.

И вот Господь из любви к нам посылает по силе каждого невольные скорби и болезни, но дает и терпение их, чтобы сделать и нас участниками Своих страданий. Кто здесь не страдал Христа ради, того будет угрызать совесть в будущем веке, — ведь можно было показать свою любовь ко Христу терпением скорбей, и не сделал этого, стараясь уклониться и избежать  всяких скорбей.  Совесть будет угрызать нас, что не ответили взаимностью на любовь Божию.

Будем же благодарить от всего сердца Господа за все, что угодно будет Ему послать нам. Не во гневе, не для наказания посылает нам Господь скорби и болезни, а из любви к нам, хотя и не все люди и не всегда понимают это. Зато и сказано: за все благодарите. Надо всей душой предаться благой воле Божией, спасающей нас, любящей, желающей через малые скорби земной жизни привести к вечному блаженству, во славу чад Божиих.

…потерпите обиды, укоризны, несправедливости людские, понесите тяготы друг друга, чтобы хоть ими  восполнить недостаток делания духовного. Главное – надо осознать себя достойным всяких оскорблений и скорбей (достойное по делом нашим приемлем). (игумен Никон (Воробьев))

Почему важно иметь  устроение мытаря?

Мытарь …считал себя грешным. Но осознал свою греховность, не оправдывал себя и просил только милости и прощения от Господа, и получил его. Все люди имеют неоплатный долг пред Богом. Никакие подвиги не могут оплатить долга. Сам Господь говорит, что если сотворите  вся повеленная вам (т.е. все заповеди), — считайте себя рабами непотребными, которые обязаны сделать все, что им приказывает хозяин. Значит, все мы, постоянно нарушающие заповеди, обязаны иметь настроение души как у мытаря. Не искать в себе каких-либо достоинств, какие бы подвиги ни несли. Всегда мы рабы неключимые. Только милость Божия прощает кающихся и включает в Царствие Божие. …Весь наш внутренний подвиг должен сосредоточиться в покаянии и во всем, что содействует покаянию, а Божие придет само, когда место будет чисто и если изволит Господь.  … Особенно находящийся в молитвенном подвиге должен иметь молитву мытаря и сокрушение мытаря, иначе он будет обманут бесами, приобретет высокоумие, тщеславие и прелесть. … Господь притчею о мытаре и фарисее показал, как должно молиться и с каким душевным устроением, и как не должно (фарисейское устроение). После пришествия Спасителя и Его страданий молитва мытаря святыми отцами заменена молитвой Иисусовой. Смысл один и тот же. (игумен Никон (Воробьев))

 В чем заключается сила покаяния?

Покаяние имеет великую силу; оно может человека, сильно погрузившегося во грехи, если он захочет, освободить от бремени грехов и, когда он находится в опасности, поставить в безопасности, хотя бы он достиг самой глубины зла. … Оно может, если мы захотим, опять изобразить в нас Христа… (святитель Иоанн Златоуст)

 Почему важна память о своих грехах?

 Если бы мы постоянно вспоминали о грехах своих, то ничто из предметов внешних  не могло бы возбудить в нас гордость: ни богатство, ни могущество, ни власть, ни слава; когда бы даже мы  сидели  на царском седалище, и тогда плакали бы горько. (святитель Иоанн Златоуст)

Какие существуют пути покаяния?

Хотите, скажу и о путях покаяния? Они многочисленны, разнообразны и различны, и все ведут к небу. Первый путь покаяния есть осуждение грехов…Итак, осуди и ты грехи свои: этого достаточно для Господа к  твоему оправданию, потому что осудивший грехи свои не так скоро решится опять впасть в них. Пробуди внутри у себя обличителя – твою совесть, дабы там, на судилище Господнем не иметь тебе обличителя. Вот один путь покаяния, прекраснейший! Есть и другой, не  хуже этого. Состоящий в том, чтобы не злопамятствовать на врагов,  сдерживать гнев, прощать грехи сорабам, потому что в таком случае простятся нам и наши грехи против Господа. Хочешь знать и третий путь покаяния? Это пламенная и усердная молитва, возносимая притом от самой глубины сердца. … Если же хочешь знать и четвертый (путь покаяния), то назову милостыню: она имеет великую и несказанную силу. Также скромность и смиренномудрие, не менее всех сказанных  средств, заглаживают грехи. (святитель Иоанн Златоуст)

Каковы дела веры?

Вера без дел мертва  есть, а дела веры суть: любовь, мир, долготерпение, милость, смирение, несение креста и жизнь по духу. Лишь такая вера вменяется в правду. Истинная вера не может оставаться без дел; кто истинно верует, тот непременно творит и добрые дела. (преподобный Серафим Саровский)

Что значит «любить Бога»?

Стяжавший совершенную любовь к Богу существует в жизни сей так, как бы не существовал. Ибо считает себя чужим для видимого, с терпением ожидая невидимого. Он весь изменился в любовь к Богу и оставил все другие привязанности.

Кто себя любит, тот любить Бога не может. А кто не любит себя ради любви к Богу, тот любит Бога.

Истинно любящий Бога считает себя странником и пришельцем на земле сей, ибо в своем стремлении к Богу душою и умом созерцает только Его одного.

Душа, исполненная любви к Богу, и во время исхода своего из тела не убоится князя воздушного, но с Ангелами возлетит, как бы от чужой страны на родину. (преподобный Серафим Саровский)