Духовный цветник игумении Таисии (Солоповой)

matushka-taisiya-na-verande

Беседы

Единственное утешение для вас составляют ваше общение и беседы друг с другом. Начальницы ваши как благоразумные и добрые руково­дительницы не стесняют вас, не возбраняют вам этих невинных соутешений, вам дозволяется и посещать друг друга, и в свободное время про­гуливаться вместе, да и на общественных монастырских послушаниях, где вы собираетесь, можете беспрепятственно беседовать друг с другом; но вы злоупотребляете этой свободою; не извлекая из нее пользы и ис­тинного, духовного утешения, а напротив — вред, споры, пересуды и не­согласия, от которых, как от искры, возгорается сильное пламя, пожи­гающее все ваши монашеские труды и подвиги, таким образом вы утра­чиваете и спасение свое. Или не знаете вы изречений апостольских: «Кийждо нас о себе слово даст Богу» (Рим. 14, 12), «готову сущему судити» (1 Пет. 4, 5).

И какое великое зло про­исходит от пустых и праздных бесед и пересудов; иногда одно легко­мысленно сказанное слово производит целую бурю неприятностей и на­полняет негодованием и ненавистию сердце того, к кому оно относится, так что и незлонамеренное слово, которое мы считаем за ничто, порож­дает смертный грех, подобно тому, как малая искра нередко переходит в сильное пламя, пожигающее целые селения.

Благодарность Богу

Испытывая на себе великие милости всеблагого о нас Промысла Божия, будем благодарить Его и сокрушенным сердцем взывать к Нему: «не по беззакониям нашим сотворил еси нам, ниже по грехом нашим воздал еси нам, щедрый и многомилостивый Господь»! (Пс. 102, 7). И не одни­ми лишь словами благодари Его, но постарайся и делами добрыми дока­зать эту благодарность; постарайся, чтобы вся жизнь твоя служила до­казательством твоей искренней любви к Господу, сыновней преданности и послушания Его святой воле; иначе ты будешь подобна упоминаемо­му в Евангелии непослушному сыну, хотя и откликнувшемуся на при­зыв отца его, приглашавшего его работать в винограднике, но не пошедше­му, следовательно, и не исполнившему воли призывавшего его (Мф. 21, 28-32).

Блаженство

Видя твое усердие и твою верность Себе, Он Сам возвеселит тебя, наполнит Собою всю твою душу и будет с тобою «един дух», — по слову Апостола: «Прилепляяйся Господеви един дух есть с Господем» (1 Кор. 6,17); Он возлюбит тебя, как говорит Он: «Аз любящия Мя люб­лю, ищущий же Мене обрящут благодать» (Притч. 8, 17), и: «любяй Мя возлюблен будет Отцем Моим, и Аз возлюблю его, и к нему приидем и обитель у него сотворим» (Ин. 14, 21-23).

Что больше сего блаженства, что выше сей чести, как соединиться не­разлучно с Господом, уневеститься Ему, Сыну Божию, навеки и унасле­довать Царство Его Небесное, нетленное, конца не имущее. Блаженна ты, сестра, и треблаженна; но, повторяю и еще,— блаженна «не по нему­же обещаваешися, а по немуже совершиши».

О, неисследимая и непроницаемая глубина любви Христоподражателей! Блажен, кто вкусит от плода твоего! Ты, как райское древо жизни, соделаешь его бес­смертным и блаженным во веки!

Богослужение

Нередко случается, что вхо­дящие в храм без всякого усердия к молитве, по принуждению или из приличия, — начинают молиться усердно, слезно и выходят из храма совсем в ином настроении, в духе умиления и покаяния. Такое переро­ждение производит в них благолепное богослужение, хорошее пение. И наоборот, часто случается, что вшедшие в храм с намерением от души помолиться, излить пред Господом свою скорбную душу, слыша в нем рассеянное, небрежное пение и чтение, и сами мало-помалу рассеива­ются и вместо пользы обретают вред, сами себе не выносят утешения и, соблазнившись поведением певцов, невольно впадают в грех осужде­ния. А что говорит Господь о приносящих соблазн: «Горе — от него же соблазн приходит; — лучше бы ему было, если бы жернов мельничный повесился на шее его и утопил бы его в пучине морской» (Мф. 18, 7. Лк. 17, 1, 2).

Болезни

Ты пишешь, что во время болезни обращалась ко многим врачам, строго исполняла все их предписания, но ничто не облегчало болезни. Я радуюсь этому, если по правде сказать тебе; радуюсь, конечно, не то­му, что ты дольше страдала, чем если бы при быстрой помощи от врачей, а тому, что настоящее выздоровление свое можешь всецело приписать не человеческому искусству или попечению, а единственно милости Бо­жией, «да премножество силы будет Божия, а не от нас» (2 Кор. 4,7), как говорит апостол Павел.

Вразумление

Господь всякими пу­тями и способами вразумляет нас, нередко и самые ничтожные орудия употребляет для нашего спасения; не слушаем мы наставлений наших руководителей и наставников, не внемлем читаемому в святоотеческих книгах, и посылает нам Господь вразумление чрез тех, кто, по мнению нашему, стоит ниже нас, да смирится гордыня наша, и да узрит «студ ли­ца своего» (Пс. 43, 16).

Враг

Писа­ла я тебе и еще раз повторяю, что и во всякий грех враг нас вовлекает по­немногу, незаметно для нас самих, чтобы мы, подметив его козни, не вооружились бы против него и не посрамили бы его; притом вовлекает под благовидными предлогами, которые весьма осторожно представля­ет нам. Посему и мы должны быть весьма осторожны и осмотрительны во всех путях наших, не исключая и самомалейших случаев внешней жизни и самых тонких помышлений ума.

Врач

Впрочем, если бы даже и получила ты облегче­ние от врачебной помощи, то и в таком случае не иначе как по воле Бо­жией, по милости Его, чрез посредство человека на тебе проявленной, «от Вышняго бо есть исцеление», и «от земли Господь созда врачева­ния», как пишет премудрый Сирах (Сир. 38, 2, 4).

Голос

Какой чудный и великий дар — дар голоса и способности петь! Даны они нам для того, чтобы ими мы славословили Господа как сами, так и других побуждали к тому же. А как нередко мы обращаем эти таланты во вред себе: надмеваемся ими, уничижаем ближних, не имеющих их, ленимся употреблять их, как сле­дует, во славу Божию, а когда и употребляем, то не так, как бы следова­ло и как бы требовало величие этих даров. «Да даст убо тебе Господь ра­зум» понять высокость твоего призвания в должности певицы хора Не­бесного Царя.

Грех

А если еще в юной душе ее, по действию вражию, вкралось желание обратить на себя внимание посторонних или, попросту сказать, понравиться кому-нибудь, то суди сама, как тяжек этот мысленный грех, как велико это преступление! Это некоторым образом как бы измена души ее небесному Жениху – Христу. Не кстати ли будет обратить к ней слова великого отца-пустынника, взыскавшего иногда погибшую овцу: «что та бысть не угодно в нетлением чистейшем Женихе твоем Христе, яко тленному и земному умыслила еси угодною сотворитися?»

Если велик и тяжек грех осуждения ближнего, хотя бы рав­ного или и младшего себя, то не страшно ли осуждать и злословить ста­риц-инокинь, и тем еще более тех из них, которым вручена душа твоя для духовного руководства ее на пути спасения, тех, кои взяли на себя ответственность за твою душу не только пред земными начальниками, но и пред Самим Владыкою Богом. Устыдись, сестра!

Дар

Принеси в жертву дар Давшему его, ибо «что имаши, его же неси приял» (1 Кор. 4, 7). Не от Бога ли всещедрого все наши талан­ты и способности, и не взыщет ли Он с нас отчета в их употреблении?

Поистине, как избежать нам правед­ного суда Божия за наше нерадение, и леность, и небрежение, ради ко­торых мы и самые великие дары Божий обращаем по своему произво­лу в нашу собственность, которою располагаем, как хотим, согласно нашей злой воли и греховных навыков.

Добродетели

Заповедь не трудная, свойственная самой природе нашей и при­том настолько сладкая и отрадная, что исполнение ее наполняет каким-то чудным миром сердце, любящее ближних: «Возлюбиши искренняго твоего, яко сам себе», — сказано в Евангелии (Мф. 19,19).

Поводом к исполнению сего послужат тебе самые обстоятельства в жизни, которые и дадут тебе случай приучить твое сердце к любви со всеми многоразличными добродетелями, в ней заключающимися, как то: к смирению, непамятозлобию, прощению обид, готовности на всякое угождение ближнему, хотя бы потребовалось для того и самопожертво­вание.

Душа  и  тело

Как не ужаснуться нам своего внутреннего без­образия, если взглянем поглубже и беспристрастно, без самооправдания на своего внутреннего человека, то есть на свою душу? Какую страшную противоположность найдем мы, когда сравним, сколько попечений, за­бот, сколько внимания оказываем мы своему телу, и наоборот — как ма­ло уделяем всего этого на долю души. Между тем, нам хорошо известно, что тело, как бы оно ни было украшаемо, восхолено, должно сделаться пищею червей могильных, добычею тления, по писанному: «земля еси и в землю отыдеши» (Быт. 3,19), а душа, как бессмертных дух бессмерт­ного, превечного Творца, должна унаследовать бессмертие или в наслаж­дении бесконечного блаженства, или в нескончаемых муках, смотря по тому, что она уготовит себе здешнею жизнию и чего окажется достойною. Итак, не лучше ли обратить побольше внимания на душу, чем на тело, или, как поет святая Церковь: «презирати плоть, преходит бо, а прилежати о душе, как о безсмертной».

Игумения

Смотри на старицу свою (келейную) и на общую вашу мать игумению, как на посредниц твоих к Богу, которые всю жизнь свою посвяти­ли на попечение о твоем спасении, «яко слово воздати (о тебе) хотяще»; им нет большего горя, как непокорство ваше и неисправность; и наоборот, нет большей радости, как видеть вас преуспевающих в богоугождении и святости, по слову Апостола: «больши сея не имам радости, да слышу моя чада во истине ходяща» (3 Ин. 1, 4).

…каждое распоряжение и по­становление настоятельницы ты должна принимать как от руки Божией, памятуя слова Апостола, что «противляющияся власти Божию пове­лению противляются, а противляющияся Божию велению себе грех приемлют» (Рим. 13, 2).

Евангелие

Евангелие обязан знать почти наизусть всякий христианин; между тем очень и очень многие из простолюдия не знают его вовсе. Оно есть основа всей православной веры и всей жизни христианской. Оно должно быть настольной книгою каждой общежительницы, в каковую книгу она могла бы заглядывать во всякую свободную минуту, при всяком удобном случае и хотя однажды в день исключительно посвятить несколько времени чтению Его, со всяким благоговением и глубоким вниманием, чтобы из него, как из источника «воды живыя», почерпнуть оживотворяющую и прохлождающую влагу в подкрепление и обновление души. Время для келейного прочтения Евангелия, т.е. разумею чтения, обязательного или положенного в виде правила, самое лучшее — утром, когда еще свежи все чувства и мысли, не обременены усталостию и внешние чувства, что тоже немало благоприятствует бодрому и внимательному чтению.

Жертва

Приносили Богу жерт­ву два сына первозданного Адама — Каин и Авель; оба они были родные братья, оба имели одно и то же произволение, совершали одно и то же де­ло, но «призре Бог на Авеля и на дары его, на Каина же и на жертвы его не внят» (Быт. 4, 4). Отчего? — Авель приносил жертву живую, Каин — бездушную, вещную; Авель избрал для жертвы лучшее, что имел, а Ка­ин — худшее. Так и иноки: все приносят Богу жертву своим иночеством, но не все сподобляются быть принятыми, «Бог есть Дух; духом и исти­ною достоит служити Ему» (Ин. 4, 24); и не достаточна, и не угодна Бо­гу жертва нашего служения Ему, если она ограничивается одним внеш­ним удалением от мира, одними внешними подвигами, не будучи оду­шевлена духом жизни, как мертвые плоды Каиновой жертвы.

Здоровье

Блюди же себя, блюди опасно, то есть внимательно, «да не горше ти что будет», храни здоровье, как драгоценный дар Божий, не допускай ничего тако­го, что могло бы повредить ему, будь осторожна, воздержана во всем, и это предохранит не только здоровье твое телесное, но и душевное; «се здрава еси, ктому не согрешай, да не горше ти что будет» (Ин. 5, 14).

Излишество

Излишеством называется все то, что не составляет существенной не­обходимости в жизни, а служит лишь к удовлетворению прихоти. Если и в светской среде излишество не считается плодом благоразумия, то может ли оно быть похвально в жизни иноков, по самому призванию своему отвергших не только лишнее, но и необходимое, чтобы могли они вместе с Апостолами дерзновенно сказать Господу: «Се мы оставихом вся и по Тебе идохом» (Лк. 18, 28).

Искушения

Другой говорит: «именем Иисуса бей ратники (бесовские искуше­ния), крепчав бо сего имене несть инаго под небесем».

Как часто приходит тебе искусительная мысль сомнения о спасительности этого пути и только потому, что испытываешь на нем некоторые трудности, встречаешь скорби, на­пасти и невзгоды! «Всем сим подобает быти» (Мф. 24, 6), ибо в сем-то и заключается твое спасение. Душа твоя, смущенная, колеблющаяся, может ли пребывать в страхе Божием? Духовное око ума твоего может ли ясно созерцать свет Божий, будучи подернуто облаком уныния? Сердце твое, как бы раздвоенное, может ли всецело принадлежать Еди­ному Небесному Жениху — Христу? — «Муж двоедушен неустроен во всех путех своих» (Иак. 1, 8). Скажу тебе словами Апостола: «Боюся о тебе, еда како всуе трудихся» (Гал. 4,11), еда како всуе трудишься и ты сама, давая место врагу в твоем сердце. «Познавши убо Бога, паче же по­знана бывши от Него, како возвращаешися паки на немощныя и худыя стихии, им же паки служити хотящи» (Гал. 4, 9). Нет, сестра! — «терпе­нием да течем на предлежащий нам подвиг, взирающе на начальника ве­ры и совершителя Иисуса, Иже вместо предлежащия Ему радости, претерпе крест, о срамоте нерадив». Помышляя о страданиях Господа, не унывай ни при каких искушениях, не расслабевай душой, ибо еще «не до крови боролась ты, подвизающися противу греха» (Евр. 12, 1-2, 4) или терпя скорби; «аще бо терпим с Ним (то есть ради Господа), — с Ним и воцаримся; аще с Ним умираем, — с Ним и оживем; аще ли же отвержемся Его, — и Той отвержется нас» (2 Тим. 2, 11-12). Или забы­ли вы, говорит Апостол к Евреям, «или забывали в утешение, которое предлагается вам, как сынам Своим?» Говорит Господь: «сыне мой, не пренемогай наказанием Господним, ниже ослабей от Него обличаем. Его же бо любит Господь наказует, биет же всякаго сына, его же приемлет» (Евр. 12, 5, 6). Итак, сестра, терпи, не ослабевай духом; жди искушений и скорбей, как неизбежных и даже необходимых посетителей; иди на­встречу им мужественно, с готовностью и даже с радостию вспоминай святых мучеников: с какою радостию шли они на страдания и на самую смерть; «люта зима» страданий, говорили они, «но сладок рай; — кратки мучения, но вечно воздаяние»! (Стихира 9-го марта, св. 40 мучеников Севастийских).

Исцеление

Слава Господу Богу, восставившему тебя, сестра, с одра бо­лезни твоей! Слава Ему Всеблагому, дарующему тебе еще новое утро жизни,— жизни, обновленной путем долговременных тяжелых страда­ний от недугов телесных, а с ними, конечно, и душевных, ибо от многих наших грехов немощствует тело, немощствует и душа.— Видишь, в чем усматривает святая Церковь причину всех наших недугов и телесных, и душевных,— в грехах наших; «много бо согрешаем вси» (Иак. 3, 2), как говорит Апостол; согрешаем мы душою и телом, словом, делом и по­мышлением, ведением и неведением, волею и неволею; злой навык ко греху насильственно влечет нас, как невольников, как покоренных себе пленников: «Не еже бо хощу — творю, но еже не хощу, сие содеваю», как пишет святой апостол Павел (Рим. 7, 19). Овладев душою, грех водит ее по стремнинам погибели, и «аще не Господь помогл бы ми, вмале вселилася бы во ад душа моя» (Пс. 93, 17). Но Господь, Господь помощник наш! Он удерживает нас от погибели и, простирая руку помощи, вос­ставляет нас, падающих. Если же мы не внемлем Его предостережени­ям, Он отечески наказывает нас скорбями и болезнями, чтобы чрез них, очистив душу нашу, как злато в горниле, обновить и снова восстановить ее на служение Ему делами благими. Так и тебя, сестра, Господь помиловал, восставил от одра болезни, обновил тебя чрез долговременные и тяжелые страдания: «Се здрав еси, ктому не согрешай, да не горше ти что будет» (Ин. 5,14), — сказал Господь исцеленному Им расслабленно­му. Прилично и тебе повторить себе самой эти слова: «се здрава еси, блюди же, да не горше ти что будет». Испытай, проверь себя гласом тво­ей совести, не навлекла ли ты чем-либо на себя гнев Божий, выразив­шийся посланною на тебя болезнию. Ибо Он, чадолюбивый Отец наш, «наказует любимых чад Своих» (Евр. 12, 6), ибо «как злато искушается в огне, так возлюбленные Божий в пещи скорбей и страданий», по сло­ву премудрого Сираха (Сир. 2, 5), искушаются Господом, «не хотящим, да кто погибнет, но да вси в покаяние приидут» (2 Пет. 3, 9).

Келья

Келья или комната есть домашнее местопребывание человека; обстановка ее должна необходи­мо соответствовать потребностям служения и занятий хозяина. Келья инока или инокини есть место их домашних подвигов, молитв, воздер­жания, ночного бодрствования и т. п. Кельи древних иноков и инокинь устраивались преимущественно в пещерах, подземельях, в горах, как пе­речисляет Апостол: «в пустынях скитающеся, и в горах, и в вертепах, и в пропастех земных, лишени, скорбяще, озлоблени» (Евр. 11, 37-38). Ныне же иноки не довольствуются без сравнения более удобным внеш­ним положением своих келий, но и с великим старанием искажают их внутреннюю обстановку, делая из них уже не «кельи», а просто краси­вые комнатки, возбуждающие скорее соблазн, чем назидание. Всякий, входящий в келью инокини, ожидает встретить в ней и обстановку ино­ческую, то есть святые иконы, книги, простую мебель и т. п., но вместо сего взор его встречает нередко далеко не последнее убранство, мягкую, а иногда и роскошную мебель, картины, зеркала и все то же, что привык он видеть и в мирских жилищах. Какое же впечатление он вынесет из этой кельи? не явный ли соблазн вместо пользы, — смущение вместо умиротворения?

Любовь

Могу сказать тебе, на первый раз, лишь одно слово, но слово такой важности, что от исполнения его будет зависеть все твое дальнейшее преуспеяние, твое личное спокойствие и мир душевный, который и есть первое условие спасения нашего. Вот это слово: постарайся всех лю­бить! Заповедь не трудная, свойственная самой природе нашей и при­том настолько сладкая и отрадная, что исполнение ее наполняет каким-то чудным миром сердце, любящее ближних: «Возлюбиши искренняго твоего, яко сам себе», — сказано в Евангелии (Мф. 19,19).

Поводом к исполнению сего послужат тебе самые обстоятельства в жизни, которые и дадут тебе случай приучить твое сердце к любви со всеми многоразличными добродетелями, в ней заключающимися, как то: к смирению, непамятозлобию, прощению обид, готовности на всякое угождение ближнему, хотя бы потребовалось для того и самопожертво­вание. Если будешь смотреть на ближнего, как на близкого (не чуждо­го) тебе человека, как на собрата твоего, искупленного бесценною кровию Богочеловека и усыновленного Им Отцу Небесному, то, если в сердце твоем теплится хотя малая искра любви к Господу, ты непре­менно возлюбишь и ближнего твоего, ибо «любяй Бога, любит и брата своего» (1 Ин. 4, 21). Если ты будешь чаще припоминать любвеобильнейшие слова Господа: «Еже сотвористе единому сих братии Моих меньших,— Мне сотвористе» (Мф. 25,40), то никогда ничего не пожале­ешь для них — ни вещественного подаяния, ни нравственных для них трудов.

Вот тебе мой первый совет, встречающий тебя, так сказать, во вратах монашеской жизни! Начни с любви; она выше всех внешних подвигов, выше «всех всесожжении и жертв» (Мк. 12, 33). Апостол Павел, перечисляя все подвиги веры и благочестия, все высшие христианские доб­родетели, даже самое мученичество за веру Христову, заключает, что ес­ли нет при этом любви, то ни в чем нет пользы и все ничто: «Любве же не имам, никакая польза ми есть,— ничто же есмь». Не забывай этой святой истины, без соблюдения ее невозможно спастись…».

Повторяю и я тебе, повто­ряю и сто крат: люби и люби всех без изъятия любящих тебя и нелюбя­щих, а сих последних, пожалуй, еще и больше люби, ибо они твои благо­детельницы, дающие повод к исполнению высшей христианской добродетели; не подозревай ни в ком недоброжелательства к себе; на­против, если бы оно и было, старайся не видеть его, не замечать его, ибо «доброе око не узрит зла», и «любовь не мыслит зла» ни о ком, «вся лю­бит, вся терпит и николиже отпадает» (1 Кор. 13, 5, 7-8).

Видишь ли, разумеешь ли высоту любви христи­анской? — Души свои полагать для ближних должны мы, то есть жерт­вовать для них самою жизнию, без всякого разбора и различия взаим­ных расположений, хотя бы и видели от кого неприязнь и обиды, по сло­ву Господа нашего: «любите и враги ваша, добро творите ненавидящим вас», ибо «аще любите токмо любящих вас, что особеннаго творите, ибо и язычники любящих их любят» (Мф. 5,44,46. Лк. 6,32).

Лукавство

Из этого заключи: какую пользу принесет нам уда­ление от мира, если не исторгнута из сердца привязанность к нему, вос­поминание о нем. Затворившись в каменных стенах ограды монастыр­ской, мы лишили себя возможности только телесными очами видеть его и сами укрылись от его взоров; но дух, не стесняемый никакими стенами и преградами, всегда свободен блуждать по стремнинам мира, где неиз­бежно находит себе преткновения, даже падения, едва не разрушающие его душевную храмину. Это-то и есть «лукавство души», как говорит пророк: заключившись в обители — заглядываем в мир, которым сами же пренебрегли, — не уподобляемся ли мы «псу возвращающемуся на свою блевотину» (Притч. 26, 11)? Постимся от снедей, а душею и умом усла­ждаемся запрещенными плодами в разнообразных видах; бодрствуем, — а ум обременен земными попечениями; стоим на молитве и псалмопении, а мысль блуждает по всем направлениям; пришли к источнику Любви, а в сердце нередко носим «злосмрадную злобу», подобно Иуде, лобзанием, как знаком любви, предавшего своего Учителя и Господа, Ис­точника света и жизни, к Которому он точно так же пришел когда-то, чтобы сделаться Его учеником и последователем.

Не скажет ли и нам Господь, как древним Израильтянам: «кто взыска сих от рук ваших? — Постов ваших ненавидит душа Моя; отымите лукавство от душ ваших» (Ис. 1, 10) и тогда услышу вас. Лукавство души инока есть неверность небесному ее Жениху, Которому она обручилась в пострижении, обещалась Ему служить неизменно, неуклонно, а между тем уклонилась и часто уклоняется от исполнения Его воли.

Мелочность

Да хранит тебя Господь, сестра, от таких пагубных последствий мало­душия, суетности помыслов и многопопечительности о пустяках и ме­лочах, несвойственных твоему призванию. «Не умом дети бывайте, — пишет Апостол, — а злобою младенствуйте» (1 Кор. 14, 20). Не говори в оправдание свое, что вся эта ваша мелочность — невинная, безгрешная забава юности; не безгрешна она уже потому, что не соответствует идее иночества; не безгрешна и потому, что отвлекает ум от Бога; может ли умное око твое, будучи подернуто завесою суеты и рассеянности, созер­цать свет Божий. В осуетившемся уме не могут обитать высокие мысли, как и в мелочном сердце — глубокие чувства.

Мир души

Старайся хра­нить в сердце безусловный мир ко всем, по слову Апостола: «Аще воз­можно, еже от вас, со всеми человеки мир имейте» (Рим. 12, 18). Этот внутренний мир собственной твоей души послужит наилучшим залогом или обеспечением мира и любви к тебе других, а выше и досточестнее любви нет ничего, как и Апостол утверждает, называя любовь «исполне­нием (всего) закона» (Рим. 13, 8), «союзом совершенства» (Кол. 3, 14), при коем «мир Божий водворяется в сердцах наших» (Флп. 4, 7).

Таким образом, сердце твое мало-помалу привыкнет к беседе с Гос­подом, беседе сладчайшей, дарующей мир душе твоей,— мир, ни с чем не сравнимый, превосходящий всякий ум, то есть всякое понятие че­ловеческого ума, а постигаемый лишь сердцем, силою благодати Божией, посещающей его во время молитвы.

Молитва

Истинная молитва есть дар Божий, даруемый «молящимся», то есть трудящимся в ней неослабно, постоянно, неленостно, по писанному: «даяй молитву молящемуся». Если ко всякой добродетели навык при­обретается не вдруг, а по мере упражнения в ней, то тем более навык  к  молитве требует более продолжительного труда и неослабного самопринуждения.

молитва, как всем известно, есть беседа с Богом,— есть возношение ума и сердца к Богу, Который и есть Первообраз и Начало души нашей.

Дела какие-ли­бо, самые обыденные, мелкие, которые мы и сами отлагаем или, по край­ней мере, не спешим исполнить по их маловажности, во время молитвы всплывают на поверхность нашего душевного моря, волны которого только что начали утихать для молитвы, и если по самому началу, заме­тив лишь эти вражий прилоги, мы не поспешим побороть их и отбро­сить от себя, они станут настойчиво возмогать, воздвигнут целую бурю смущения, помыслов, быстро сменяя их одни другими и, наконец, со­всем отторгнут нас от молитвы. Бедные мы и неискусные! Как скоро поддаемся мы вражиим наветам! Мы еще и начала не положили преуспеянию в молитве, не только не вкусили плодов ее!

…теперь скажу несколько слов о молитве исключительно внутренней, или так называемой «умной», потому что она совершается лишь умом и сердцем тайно, без всяких внешних знаков. Будучи исклю­чительно духовного характера, она не должна и не может стесняться ни местом, ни временем, ни каким-либо другим условием, но как беспреде­лен и безграничен Дух Святый, оживотворяющий молитву, так безгра­нична, непрестанна и повсюдна молитва души, втайне творимая: «На всяком месте владычествия Его (Божия) благослови, душе моя, Госпо­да!» (Пс. 102, 22). «Вечер и заутра и полудне аз к Богу воззвах» (Пс. 54, 17, 18). «Непрестанно молитеся» (1 Сол. 5, 17), — учит святой апостол Павел. Очевидно, что Апостол разумеет тут молитву внутреннюю, молитву сердца и ума, не внешнюю, в которой участвовала бы и плоть, ибо невозможно нашей немощной и дебелой плоти непрестанно, неук­лонно предстоять на молитве как по самой немощи ее, так и по безус­ловной зависимости ее от обстоятельств внешней жизни, в которых она обязана принимать участие. Внутреннюю же, тайную молитву может и должен держать каждый, по слову Апостола: «Потаенный сердца чело­век в неистлении кроткаго и молчаливаго духа» (1 Пет. 3, 4), предстоя пред Господом.

Долго­временный, неослабный труд, постоянное самопринуждение, как я ска­зала, потребны для стяжания внутренней непрестанной молитвы, но не забывай, что и всякое преуспеяние в чем бы то ни было, хотя бы и в свет­ском знании или искусстве, требует тоже немалого труда, усиленных и постоянных упражнений, пока не приобретется известный навык и полное познание. Если не положим начала делу, то как совершим его? Если же не совершим или, по крайней мере, не потрудимся в нем, то «воздадим о нем слово в день судный» (Мф. 12, 36).

Непрестанная молитва «умная» была бы неотъемлемою драгоценностью нашею, источником духовной сладости, сердечного простора; с именем Иисусовым, призываемым в молитве сердцем, есть Сам Иисус, как говорит Апостол: «близ ти глагол сей, — во устех твоих, и в сердце твоем» (Рим. 10, 8), то есть глагол молитвы тво­ей к Богу, или Бог, Которого ты призываешь.

… она (молитва — коммент. авт.) дос­тупна и удобна при всяком физическом труде, при всяком житейском занятии, при вкушении пищи и пития, при прогулке, при исполнении общественных послушаний, и всегда и во всякое время дня и ночи, лишь бы ум и сердце внимали своему «внутреннему деланию». Много и весь­ма много писали об умной молитве Иисусовой богомудрые отцы, опы­том изведавшие и сладость, и силу ее; так, один духоносный муж гово­рит: «с именем Иисуса или с искреннею мыслью об Иисусе соединена великая сила: она прогоняет страсти, запрещает бесам, наполняет серд­це небесною тишиною и радостью».         

Монастырь

Все члены общежития составляют как бы одну родную се­мью, одно целое и по одинаковому образу внешней жизни, и по одина­ковым стремлениям души к одной цели богоугождения и самоусовер­шенствования; между тем, несмотря на это единство, сколько между этими членами общежития личной всесторонней разности и даже про­тивоположности! Обитель общежительная, как чадолюбивая мать, про­стирает свои объятия всем, прибегающим к ней по слову Господа, «грядущаго ко Мне не изжену вон» (Ин. 6, 37). А грядут под кров ее и обра­зованные люди, и невежды, и господа, и простецы, и богатые, и нищие, и убогие, и старые, и малые, и юные, и зрелого возраста лица, и здоро­вые, и немощные, и даже увечные; и как разнообразны их внешние со­стояния, так различны и внутреннее духовное развитие, и взгляды, по­нятия и даже побуждения, так как не всех одни и те же причины приво­дят в обитель.

Монашество

Великое дело — пострижение во святый ангельский образ. Велика и таинственна сила, заключающаяся в его священнодействии, направ­ляемая к тому, чтобы человек стал Ангелом по образу внутренней сво­ей жизни, ибо Ангелы бестелесны, и вещественный образ не может упо­добиться им. Пострижение для инока — как бы второе крещение, в ко­ем он перерождается и обновляется. В знак сего новорождения он совлекается навсегда своих одежд мирских, как всего «своего ветхаго человека» (Кол. 3, 9), и полуобнаженный, босой, едва лишь ради при­личия прикрытый одною срачицею, приемлет пред святым Евангели­ем, как от руки Самого Бога, одежду новую, «облекаясь в новаго чело­века о Христе Иисусе».

…И вот ты откликнулась на призыв Его, пришла к Нему и принесла свои дары и жертвы: дар — непорочное, чистое девство, жертву — любя­щее сердце, свободное от земных пристрастий, от плотской любви. Он только этого и ищет, только и жаждет: «Сыне, даждь Ми сердце твое» (Притч. 23, 26). И если Он усмотрит твою жертву искреннею, не двое­душною, — Он примет ее и уневестит Себе твою душу, но только при ус­ловиях, чтобы сердце твое не двоилось, но принадлежало лишь Ему од-ному всецело, бесповоротно, искренно, свято; иначе Он отвергнет твою жертву как недостойную Его святости и величия…

Если Апостол учит всех христиан «непрестанной» молитве, то не тем ли более таковая молитва составляет непременную обязанность иноков, как добровольно сложивших с себя излишние житейские заботы и по­святивших себя исключительно молитве и богомыслию.

О, сестра, неда­ром и наш иноческий чин называется чином ангельским!.. Ведь и мы все, собравшиеся во святой обители во имя Господа, имеем одну и ту же волю, одно общее всем нам стремление,— «еже како угодити Господу» (1 Кор. 7,32); нет у нас земных уз, привязывающих нас к миру, нет забот и попечений житейских, опутывающих наши крылья для полета к Не­бесному Жениху нашему! Мы свободны, как птицы небесные, «кои не сеют, не жнут, не собирают в житницы, а Отец ваш Небесный питает их» (Мф. 6, 26). Будем же помнить наше равноангельское призвание, и «достойно ходите звания нашего, в неже звани быхом, со всяким сми­ренномудрием и кротостию, с долготерпением, терпяще друг другу любовию, тщащеся блюсти единение духа в союзе мира» (Еф. 4, 1-3), как поучает святой Апостол.

Мысли

Когда вкушаешь пищу, думай о сладости пищи духовной, при питии — о сладости и животворности воды живой, обе­щанной и подаваемой Иисусом верующим, и припоминай при этом со­ответствующие сему изречения Его: «всяк пияй от воды сея (земныя) вжаждется паки; а иже пиет от воды, юже Аз дам ему, не вжаждется во веки» (Ин. 4,13-14) и далее: «Аще кто жаждет, да приидет ко Мне и пи­ет!» (Ин. 7, 37). Говори мысленно ко Господу: «Даждь ми от воды Твоея, да не вжажду» (Ин. 4, 15). «Иисусе, питие мое неисчерпаемое, Иисусе, пище крепкая, Иисусе, хлебе животный, насыти мя алчущую, Иисусе, источниче разума, напой мя жаждущую!» и прочее, подобно подходя­щие тексты Священного Писания и молитвословий церковных. Когда идешь куда-либо путем, вспоминай предстоящий всем нам путь в небес­ное наше отечество или перенесись мыслию в те времена, когда Господь, ради нашего спасения воплотившийся, Сам ходил по земле, учил, гово­ря Своим последователям: «Аз есмь путь,— никтоже приидет ко Отцу, токмо Мною» (Ин. 14, 6). «Аз есмь дверь овцам» (Ин. 10, 7). «Приидите ко Мне, вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы» (Мф. 11, 28), и соответствующими из Священного Писания словами или соб­ственными твоими, из глубины сердца твоего исходящими словами, от­кликнись на всеблагий призыв Владыки, хотя бы, например, так: «Настави мя, Господи, на путь Твой, да пойду во истине Твоей!» (Пс. 58, 11) или: «Стопы моя направи по словеси Твоему» (Пс. 118, 133) и т. п.

Назидание словом

О, если бы собирались вы между собою, как древние инокини для духовного назидания, для взаимного научения, беседовали бы не о посторонних вещах и делах, вас не касающихся, а о том, как кто из вас «содевает свое спасение», как и какое несет келейное правило, ка­кие предпринимает подвиги, и таким образом назидали бы и поддержи­вали одна другую на скользком пути вашем, простирая друг другу руку помощи, и сбылись бы на вас слова Премудрого: «брат братом подкреп­ляем, яко град тверд». И было бы собрание ваше подобно собранию Ан­гелов, у которых, несмотря на множество, у всех одна общая святая во­ля, одно стремление, — как бы исполнить волю Творца.

Невоздержанность

Невоздержные в убранстве и украшении наших жилищ, невоздерж­ные в украшении самих себя излишними нарядами и прикрасами, мы также невоздержны и в пище, и питии.

Немилосердие

А мы, как немилосердые истязатели друг друга, требуем нередко от ближних наших того, чего и сами исполнить не можем, и, конечно, не исполнили бы, если бы были на их месте. Итак, ищи прежде всего вся­кого исправления в себе самой; а когда, с помощию благодати Божией, достигнешь сего по мере сил твоих, тогда, наверно, увидишь и ближних твоих, то есть всех сестер твоих, благими, добрыми, дружелюбными: «Изми первее бревно из очесе твоего, и тогда узриши изъяти сучец из очесе брата твоего» (Мф. 7, 5).

Немощь

Не на свои немощ­ные и убогие силы полагаясь, а на всемощную благодать и помощь Божию надеясь, начнем понемногу приучать свое мятущееся сердце к бо­жественной тишине сладчайшего Иисуса, ибо Он есть «един Царь мира».

Что доброго мо­жем совершить своими силами мы, грешные, немощные, исполненные всякого беззакония?! — Мы недостаточны даже «От себе помыслити что, яко от себе», — говорит Апостол (2 Кор. 3, 5), не только что совер­шить что-либо доброе, а тем более так или иначе устроить свою жизнь.

Нестяжательность

…она знала и высказала сущест­венную обязанность инокини «нестяжательность», ясно отрицающую всякое излишество, в чем бы оно ни проявлялось.

Одежда

Роскошные одежды и убранства девственницы (тем более инокини) свидетельствуют о пустоте ее ума и о нечистоте ее сердца и в других могут возбудить нечистые мысли. Ты называешь себя богатою; но инокине прилично лишь богатство духовное. Чистая душа должна гнушаться богатством тленным – роскошными и мягкими одеждами, коими обычно украшаются нечистые блудницы. Вот до каких великих грехов доводят нередко, по мнению вашему, малые отступления и погрешности! Излишнее самоубранство, са­моукрашение неприлично не только инокине, но и светским благочес­тивым женщинам. И им святой апостол Петр советует украшать себя «не внешним плетением влас или одеянием риз лепотных, но кротостию и молчаливостию духа, еже есть пред Богом многоценно» (1 Пет. 3, 3). А загляни в святоотеческие книги; что они тебе скажут о том, какова должна быть одежда инока или инокини? Монах должен носить такую одежду, говорят отцы, что когда он «бросит ее, то не нашлось бы желающаго поднять ея по ее ветхости и непригодности».

Облеклась инокиня в новую лучшую одежду, явилась в ней среди своих сподвижниц, — и что же? Лучше ли от сего стала она сама? Или лучшими глазами стали на нее смотреть теперь ее старицы или сверстницы? Первые усмотрели в ней малодушие и мелочность, далеко не приличные инокине, а вторые, может быть, и сами заразились ее примером  и задумали подражать ей, — тогда «горе ей, как произведшей соблазн», по слову Евангелия.

Отношение с ближними

Пишешь: «Замечаю, что некоторые сестры относятся ко мне недруже­любно, и этим смущаюсь». Этим недугом страдают многие души «неискусныя» и не «совершившияся в любви Христовой» (1 Ин. 4,18). Стра­дала им и я сама, а когда обратилась к одному богомудрому старцу, что­бы открыть ему свое смущение и скорбь, то вот какой ответ услышала от него: «какими глазами будешь смотреть на людей, таковыми и будут ка­заться тебе люди». И весьма хорошее и доброе можно затмить и пред­ставить в черном виде, как и наоборот, и дурное можно принять за бла­гое. Последнее мы оправдываем почти ежеминутно по отношению к са­мим себе, стараясь прикрывать благовидностью свои ошибки и проступки; между тем — к ближним относимся весьма строго, судя лишь по внешнему виду их поступков, не зная внутреннего расположе­ния души. Может быть, это «недружелюбное отношение» к тебе сестры — только кажущееся, а не действительное; может быть, это козни врага, ищущего посеять между вами плевелы вражды, чего вы и сами не заме­чаете, но что так легко может осуществиться. Как от малой искры огня, не потушенной вовремя, разгорается иногда сильнейшее пламя, так и от малой искры недоверия и недружелюбия вспыхивает целое пламя вра­жды, пожирающее многолетние труды в добродетели. Если же и дейст­вительно сестра, по немощи своей, оказывает к тебе мало дружелюбия, то прежде чем упрекать ее за это, загляни в свое собственное сердце, проверь свои собственные отношения к ней. Может быть, внимательное и беспристрастное самоиспытание и докажет тебе, что ты сама подала повод к сему, а следовательно, сама и виновата во всем.

Если будешь смотреть на ближнего, как на близкого (не чуждо­го) тебе человека, как на собрата твоего, искупленного бесценною кровию Богочеловека и усыновленного Им Отцу Небесному, то, если в сердце твоем теплится хотя малая искра любви к Господу, ты непре­менно возлюбишь и ближнего твоего, ибо «любяй Бога, любит и брата своего» (1 Ин. 4, 21). Если ты будешь чаще припоминать любвеобильнейшие слова Господа: «Еже сотвористе единому сих братии Моих меньших,— Мне сотвористе» (Мф. 25,40), то никогда ничего не пожале­ешь для них — ни вещественного подаяния, ни нравственных для них трудов.

Пение духовное

По­веришь ли ты словам моим, когда я скажу тебе из святоотеческих пове­ствований, что не только человеческая душа способна умягчаться и умиляться от хорошего духовного пения, но и самые животные, эти бессловесные твари, как-то инстинктивно преклоняются пред ним.

Пение на клиросе

Пой во славу имени Божия, пой не только ус­тами и голосом, но пой сердцем, пой умом, душею, волею, желанием, усердием, — всем существом. Это и значит «петь разумно». Пение пев­ца передается в сердца молящихся; если пение исходит от сердца, — оно и попадает в сердце слышащего и настолько влияет на него, что способ­но возбудить его к молитве, настроить благоговейно даже в те минуты, когда оно само по себе рассеянно и черство.

Старайся всеми силами сосредоточиваться внимательно на словах, которые произносишь; произноси их так, чтобы они исходи­ли из глубины души твоей, поющей вместе с устами; тогда звуки песни твоей живительной струей вольются в души слышащих их, и эти души, возвысившись от земных к небесным, отложив всякое житейское попе­чение, подымут Царя Славы, дориносимого Ангельскими чинами.

Придя на клирос и став на своем месте, прежде всего осени себя крест­ным знамением и приведи себе на память, что ты предстала пред неви­димое Лице Царя Славы, Которого и в эти самые минуты, как и всегда и непрестанно, славословят все небесные силы, и что сейчас и твой сла­бый и ничтожный голос должен присоединиться к этому горнему сла­вословию. Проникнувшись этим сознанием, обратись мысленно к себе самой и скажи себе, то есть всем силам души твоей: уму, мыслям, серд­цу, воле, усердию и прочим: «Приидите поклонимся и припадем ко Христу, и восплачемся пред Господем, сотворшим нас!» (Пс. 94, 6). Гос­подь призрит на благое произволение сердца твоего, подаст тебе благо­дать Свою, обновит твои силы, и, как курение благовонного фимиама, вознесется пение твое пред Престол Всевышнего. В подкрепление свое и утешение припоминай чаще пресладкие слова Богоматери дивному певцу Ее Иоанну: «Пой и не переставай петь, Я за это не оставлю тебя!» Веруй и надейся, что не оставит тебя Пресвятая Богородица ни в здеш­ней многотрудной жизни, ни в будущей блаженной, где Она «всех Сво­их песнословцев венцев славы сподобит».

Ты вчинена в лик поющих на клиросе; следовательно, сла­вословишь Господа по образу небесных сил, немолчно воспевающих славу своего Творца и Владыки. Счастлива ты! Но сознаешь ли ты всю святость и важность этого дела Божия, которое без сравнения более, чем какое-либо другое дело, достойно быть названо «Делом Божиим»? Ина­че же, нелишне напомнить тебе грозное и страшное слово пророка: «проклят (человек) творяй дело Божие с небрежением» (Иер. 48, 10). Видишь, какой страшной ответственности подлежат нерадиво и не­брежно исполняющие дела служения Богу. Клирик (или певчий) есть «уста Церкви», то есть общества верующих, молящихся в храме; воспевая молитвы и песнопения, он произносит их не от себя лишь единолич­но, но от лица всех присутствующих в храме, точно так же, как и все мо­лящиеся произносят молитвы свои устами поющих, почему сии послед­ние и суть — «уста Церкви». «Пойте Богу нашему» (Пс. 46, 7), пригла­шает их святая Церковь, но — «пойте разумно» (Пс. 46, 9), думайте и внимайте: Кого воспеваете, Кого молите, Кому предстоите? Предстои­те Тому, Кому со страхом предстоят и предходят чины ангельские, лица закрывающие! Воспеваете Того, Кому все силы небесные немолчно воз­глашают: «Свят, свят, свят Господь Саваоф!» Уразумей же, сколь высоко дело клирика. Уразумей и подивись милосердию Божию, попустившему и земным грешникам приносить Ему хвалу!.. Это дело небесное, — дело Ангела, а не человека, «нечистыя устне имущаго», как выразился святой пророк Исайя, услышав горния славословия: «О, окаянный аз, яко чело­век сый и нечисты устне имый, посреде людей нечистыя устне имущих аз живу» (Ис. 6, 5). И тебе, немощной, слабой, грешной, вверено такое великое дело.

Подвиг

Все наши иноческие подвиги, посты, лишения, труды без предварительного очи­щения сердца, без стремления души и ума к единому Богу, — как не пол­ные, не совершенные, а двоящиеся, не только не могут быть приятными Богу, но и противны Ему. Древним Израильтянам, думавшим чрез обря­ды и жертвы умилостивлять Бога, Он говорит чрез пророка Исайю: «По­стов и празднеств ваших ненавидит душа Моя; когда простираете руки ваши ко Мне, — отвращу очи Мои от вас; если умножите моления, — не услышу вас, потому что сердце ваше исполнено лукавства и двоедушия. Отнимите лукавство от душ ваших, и тогда услышу вас и прииму жерт­вы ваши» (Ис. 1, 10).

Помощь Божия

Не на свои немощ­ные и убогие силы полагаясь, а на всемощную благодать и помощь Божию надеясь, начнем понемногу приучать свое мятущееся сердце к бо­жественной тишине сладчайшего Иисуса, ибо Он есть «eдин Царь мира«.

Послушание

   Что такое послушание? В общем смысле слова — послуша­ние есть повиновение чужой воле. Заповедь послушания по времени есть самая первая, самая древнейшая, так как еще в раю, прародителям нашим, в их первобытном состоянии невинности, уже была дана запо­ведь послушания — «не вкушать плодов известного древа», нарушение каковой заповеди и повлекло за собою смерть.

В отношении же монашеской жизни слово «послушание» имеет весь­ма обширный и строгий смысл; в нем заключается не только общее по­нятие об исполнении заповеди, но и понятие о высшей монашеской доб­родетели, состоящей в безусловном самоотречении или самоотверже­нии, полнейшее покорение своей воли воле руководителей. Воля, или, что то же, свобода, есть драгоценная собственность каждого человека, Самим Богом ему данная; и эту-то вожделенную свободу свою люди, из­бирающие путь иноческой жизни, безвозвратно полагают на жертвен­ник заколения, добровольно принося ее в жертву Господу. О, каких тру­дов, какой борьбы стоит иногда эта жертва истинному послушнику! — Изведал это тот, кто десятки лет провел в безусловном отсечении своей воли, в беспрекословном подчинении ее воле чужой; но, с другой сторо­ны, он же и вкусил и познал опытом, сколь «благо иго Господне, и как легко бремя Его» (Мф. 11, 30).

Послу­шание есть основание и фундамент иночества, которое и зиждется именно на послушании прежде всего. Какие бы подвиги и труды ты ни предпринимала, но если совершаешь их по своему мудрованию и по своей воле, а не по благословению руководящих твоим спасени­ем, то есть не по послушанию,— все таковые не могут быть приятны Богу, как плод своеволия.

С полною верою, с искреннею любовию подчи­ни себя твоей старице, отвергни всякое мудрование, которое для по­слушника, вступающего на путь монашеской жизни, есть гибель душев­ная; особенно избегай его по отношению суждений и как бы проверки действий старицы и ее личных качеств; что тебе до сего? Ты подчинена ей во имя Господа; ты обязана ей повиноваться с беспрекословным по­слушанием, а не она тебе. Не жалей себя: самосожаление, равно как и са­мооправдание, мешают делу спасения инока и запинают его на пути преуспеяния; предайся, повторяю, беззаветно воле твоих руководитель­ниц,— предайся им, как глина — скудельнику, как железо — ковачу; пусть мнут и куют на ковальне послушания (как выражается святой списатель Лествицы Иоанн) твою непокорную и горделивую волю, по­ка не сотрется она в мягкий воск смирения, чтобы разумно, сознатель­но, могла ты повторять слова псалмопевца: «во смирении нашем помя­ну ны Господь» (Пс. 135, 23) или «благо мне, яко смирил мя еси, яко да научуся оправданием Твоим» (Пс. 118, 71).

Не забывай, что «добрая дела трудом стяжаваются», а труд ли это — подчиниться воле руководя­щих нас на пути спасения, идти которым мы сами же пожелали, сами просили и молили быть принятыми под это руководство. Своим непо­корством и своеволием Ты осложняешь труд твоих руководительниц, труд и без того нелегкий, и причиняешь им скорбь и воздыхание. Послу­шай Апостола, говорящего о сем так: «Повинуйтеся наставником вашим и покаряйтеся: тии бо бдят о душах ваших, яко слово воздати хотяще (о вас), да с радостию сие творят, а не воздыхающе: несть бо полезно вам сие» (Евр. 13, 17).   

Празднословие

По этому-то поводу я хочу написать тебе несколько слов о вреде так обычного между вами празднословия и пересудов, чего вы и сами не замечаете, говоря слишком много, без разбора, нужное оно или ненужное, полезное или вредное, лишь бы что-нибудь поговорить, словно боитесь молчания, между тем как оно-то и есть первая обязан­ность инокини, главное условие ее преуспеяния и украшение всей ее жизни.

Глубоко укоренилась в людях страсть ко празднословию, то есть к пустым, ненужным разговорам, и сделалась между ними излюблен­ным препровождением времени. Будто мы не знаем и не верим, что празднословие есть грех, и грех тяжелый, как порождающий собою мно­жество других грехов: споры, распри, пересуды, злословие, осуждение, клеветы и т. п. Да и все разновидные неурядицы человеческой жизни, коими она переполнена, все возмущения внутреннего покоя души, все это имеет своим источником одно и то же празднословие, так вкравше­еся во всю обыденную жизнь, как будто составляет безусловную ее при­надлежность и потребность. Если какой грех или какая страсть умеют облекаться в благовидную форму, то это именно — празднословие.

Под предлогом побеседовать, потолковать о каком-либо деле и, начав, действительно, с него, незаметно переходим к вовсе ненужному, пусто­му и греховному разговору. Болезнь эта, как укоренившаяся зараза, не­легко поддается излечению. Она проникла во все слои как общественной, так и частной жизни; ей работает всякий возраст и пол, всякое со­словие и положение в свете, не миновала она и иноческих обителей.

Причастие Святых Христовых Таин

…не раз ты уже мысленно готовилась к переселению в вечность, не раз на­путствовалась туда Святыми Тайнами тела и крови Христовой, которые преподавались тебе «во исцеление души и тела», и вот — исцелилось твое тело, обновилась душа, ибо что животворнее этой величайшей свя­тыни? Она исцеляет недуги, она возвращает от врат смерти, сообщает душам новые благодатные силы, и восстановленный ими человек дела­ется весь как бы новым, возрожденным, какова теперь и ты.

Промысел Божий

…постарайся утвердить сердце твое в непоколебимой покорности воле Божией, в твердом уповании на св. Промысл Его, без которого ни­что с нами случиться не может, ни даже самомалейшее, «ибо и власи главнии наши вси изочтены суть» у Него. «Не две ли птицы ценятся ассарием единым», говорит Спаситель наш: «и не едина от них падет на землю без (воли) Отца вашего. Не убойтеся убо, — мнозех птиц лучше есте вы!» (Мф. 10, 29-31). О, великого Твоего милосердия к нам, греш­ным, Владыка наш Господи! О, всеблагого Твоего о нас промышления! Твори с нами, неразумными, все по Твоей о нас воле всеблагой и всесо-вершенной, вложи же в сердца наши дух смирения и беспрекословной покорности Тебе, яко Твоя есть держава во веки!

Самоосуждение

Если будешь почаще вглядываться в свои собственные недос­татки и проступки, то ни о ком не будешь не только говорить, но и ду­мать дурно, ибо не увидишь чужих погрешностей, когда внимание твое будет сосредоточено на твоих собственных грехах. Да если бы даже и пришлось тебе видеть сестру твою согрешающею, то помысли, что она тотчас же может покаяться, исправиться и загладить свой грех, «силен бо есть Бог возставити ю» (Рим. 14, 4), а ты, осуждающая, можешь еже­минутно согрешить гораздо горше ее и не знаешь, будет ли тебе дано время на исправление и заглаждение греха.

Самоугождение

Вспомни же, сестра, первые дни твоего вступления в обитель, когда сердце твое горело любовию ко Христу и готово было не только на вся­кое лишение, но и на самую нищету ради Его. Ты хотела быть Мариею, приседящей у ног Иисусовых и слышащей слово Его, слово о едином на потребу, слово сладчайшее «паче меда и млека», а сделалась многомяту­щейся Марфою, пекущейся и молвящей о мнозей службе, но о службе не для угождения Господу, о чем заботилась Марфа, а для угождения се­бе самой, своим прихотям, своим излишним пожеланиям. Вернись, се­стра, к ногам Иисусовым! О, как хорошо возле них! Как сладка божест­венная речь Его о том, сколь «блаженны слышащие слово Божие и хра­нящие его» (Лк. 11, 28); о том, что в «дому Отца Его обители многи» (Ин. 14, 2) и что Он Сам уготовит там место любящим Его, и когда «приидет паки, поймет их с собою, да, идеже есть Он, ту и слуги Его бу­дут» (Ин. 14, 3); о том, что «любящие Его и соблюдающие заповеди Его возлюблены будут Им (Ин. 14, 21) и Отцем Его Небесным, и что Он со Отцем Своим приидет к ним в сердца и обитель в них сотворит» (Ин. 14, 23). Как отрадно и утешительно Божественное обетование Его, что «всяк, иже оставит дом, или родители, или братию, или сестры», или что-либо, «царствия ради Божия, приимет множицею во время сие, и в век грядущий живот вечный наследует» (Лк. 18, 29-30). Если бы чаще ты стала вспоминать эти пресладкие обетования и вдумываться в си­лу их, то не стала бы прельщаться никакою суетою и пустотою житей­скою, «вся бы вменила уметы (то есть в ничто), да Христа единаго при-обрящеши» (Флп. 3, 8). Да наполнит же Он Собою твое сердце отныне и навеки!

Святость

…мы, читая и слушая повествования о великих подвигах святых, часто говорим в свое оправдание: «То были святые!.. То было в те прежние времена! А теперь и люди слабые, и время не то!» Так вот, уразумей из опыта, что и теперь есть истинные подвижницы. Не время, не место делают человека святым, а доброе его произволение и твердая воля. Молись неослабно, и Господь не лишит тебя Своей благодати.

Сердце

«Идеже есть сокровище ваше, ту будет и сердце ваше» (Мф. 6, 21),— говорит Господь. Если бы мы все сокровище свое, то есть все дорогое для нас и любимое нами, полагали в одном Господе, то, без сомнения, Он один и наполнял бы Собою наше сердце и мысли и все духовное суще­ство наше; учение апостола о непрестанной молитве не было бы для нас заповедию многотрудною, а было бы лишь исполнением потребности своей души и удовлетворением стремления ее — быть всегда с Господом неразлучно сердцем и умом.

Сам Господь говорит: «Се стою при дверех (то есть при дверех сердца) и толку (стучусь): аще кто услышит глас Мой и отверзет двери, вниду к нему и вечеряю с ним, и той со Мною» (Апок. 3, 20). Видишь ли, разумеешь ли безмерную лю­бовь к нам сладчайшего нашего Господа. Он Сам жаждет обитать в серд­це нашем, лишь бы мы не отказывались, желали принять Его, как и в другом месте говорит: «и вселюся в них, и похожду (то есть буду со­провождать его во всех путях его), и буду ему во отца, и тии будут Ми в людие» (2 Кор. 6, 16, 18. Лев. 26, 12). «О Божественнаго, о любезнаго, о сладчайшаго Твоего гласа, Господи, и блажен, иже услышит глас Твой и отверзет тебе двери сердца своего!» О сестра, вникни в эти слова и умились, и размысли: нужно ли Господу, самоблаженнейшему и источ­нику всякого блага, света, чистоты и святыни, наше сердце нечистое, уязвленное всяким грехом, смердящее гноем страстей, сердце порочное и лукавое; однако Он не гнушается им и ежеминутно готов посетить его, лишь бы мы сами не противодействовали этому. «Се стою при дверех и толку!» «Аз выну с Тобою есмь». «Призови Мя в день скорби твоея, и изму тя» (Пс. 49, 15).

Скорби

Опять ропот, опять жалобы, опять те же богопротивные и бессмысленные слова: «Не могу терпеть!», «Отовсюду скорби!». Бого­противны они, как ропот неблагодарной, облагодетельствованной Бо­гом души, и бессмысленны, как не имеющие единства с твоим собствен­ным разумом, чувствами и действиями!

Где твоя готовность на всякие скорби и лишения ради сладчайшего твоего Жениха — Христа, к Которому стремилась душа твоя? Вспомни, что «никтоже, возложь руку на рало и зря вспять, управлен есть в Цар­ствии Божий» (Лк. 9, 62). Суди по примеру обыденной, внешней жизни. Если странник, предпринявший трудный и далекий путь, при каждом затруднении на этом пути будет останавливаться, озираться назад, коле­баться мыслию, — не лучше ли ему вернуться, то скоро ли достигнет он цели своего путешествия, да еще и достигнет ли? Так и мы, земные странницы, вышедшие на крестный иноческий путь, чтобы войти в свет­лый Чертог Божественного Крестоносца, Небесного нашего Жениха — Христа, если при всякой неудаче и трудности будем останавливаться на пути, озираться назад, едва не готовые вернуться, — скоро ли дойдем, да и дойдем ли до желанного Небесного Чертога?! Не остаться бы нам «вне толкущими» (Мф. 25, 11-12) с юродивыми девами евангельской прит­чи?! Не подвергнуться бы осуждению с ропотливыми иудеями, за ропот не вошедшими в землю обетованную?! (Чис. 14, 23-30). Не превратить­ся бы, наконец, в соляной столп, подобно жене Лотовой, которая, быв выведена Ангелом из Содома и Гоморры, обреченных на погибель за беззакония, и направленная на путь спасения от ужасной смерти, — во­преки запрещению «обратилась вспять» (Быт. 19, 26) — погибла на са­мом уже пути ко спасению?!

Слово

В словах наших, к коим мы относимся так невнимательно, так безрассудно, заключается или оправдание наше, или осуждение, как говорит нам Сам Господь наш Иисус Христос: «От словес своих оправдишися, и от словес своих осудишися; глаголю бо вам, яко всяко слово праздное, еже аще рекут человецы, воздадут о нем слово в день судный». Если и одно слово праздное, то есть пустое, ненужное, подлежит ответу в день судный, то какому же осуждению и наказанию подлежим мы, непрестанно и неустанно празднословящие, не стесняясь ни местом, ни временем, ни присутствием посторонних, которых, может быть, и помимо их воли делаем соучастниками наших пустых бесед, и та­ким образом вовлекая их во грех, подлежим двойному осуждению — и за празднословие, и за соблазн, ибо «горе тому, имже соблазн приходит». Не рассуждаем мы об этом, не заботимся нисколько! Природную способ­ность нашу — говорить — мы извратили в ее назначении. Она дана нам, прежде всего, для того, чтобы славословить Творца нашего, благодарить и прославлять словом, как свойственно словесной твари, если и бессло­весная природа прославляет Его своим величием и гармонией, нимало не уклоняясь от определенных ей Творцом законов: «Небеса поведают славу Божию, творение же рук Его возвещает твердь».

Дан нам дар слова еще и для того, чтобы мы понимали друг друга, не инстинктивно, как бессловесные животные, а разумно, словесно излагая свои понятия, кои обильно и ясно открывает нам наш богопросвещаемый разум, этот источник мысли и слова, чтобы могли вести разумные взаимные братские собеседования о предметах обыденной жизни, к ее упорядочению, во взаимное назидание и пользование, в поддержание и утешение друг друга и т. п., а не для того, чтобы пустословили, суди­ли, злословили, судили и осуждали ближних, произнося на них свои приговоры, как немилосердые судьи и истязатели, а не как братья, такие же слабые и грешные, как и они, если еще и не хуже их.

Смирение

Видишь,— и оправданиям Господним, то есть благоугождению Господу, не научиться без смирения и самоуничижения. Десять дев в полуночи ожидали пришествия небес­ного Жениха; но только половина их была принята в чертоги Его, а ос­тальные, как не имевшие елея во светильниках своих, к стыду своему и прискорбию, не только не были допущены в чертог, но и услышали грозные слова Жениха: «аминь глаголю вам: не вем вас» (Мф. 25, 12). Смотри, чтобы этот недостаток елея не оказался и в тебе недостатком смирения и послушания, без коих угаснет твой светильник веры и мни­мого усердия. Великой чести возжелала ты — сод слаться невестою Хри­стовою, сподобиться вечного с Ним царствования; а достигнуть сего ду­маешь без трудов и подвигов самоотвержения.

Соблазн

«Но горе тому, имже соблазн приходит», — говорит Господь; лучше потонуть в пучине морской, чем соблазнить ближнего (Мф. 18, 7). Вот как велик в очах человеколюбия Божия грех соблазна, и как велика ответственность за него! А мы и не думаем об этом и не ви­дим греха там, где он есть, или, вернее сказать, не хотим видеть его, по­тому что он нам нравится и нам не хочется расстаться с ним.

А что говорит Господь о приносящих соблазн: «Горе — от него же соблазн приходит; — лучше бы ему было, если бы жернов мельничный повесился на шее его и утопил бы его в пучине морской» (Мф. 18, 7. Лк. 17, 1, 2). Если такой грозный приговор Господа каждому, «иже соблаз­нит единаго от малых сих» (Мф. 18, 6. Мк. 9, 41), то есть от верующих, то не еще ли страшнее наказание заслуживают производящие соблазн клирики и вообще лица духовного сана, которые по самому призванию своему должны служить добрым примером для других, а не соблазном. Итак, бойся соблазнительным стоянием на клиросе, небрежным пени­ем и рассеянным поведением вливать яд соблазна в сердца молящихся, чтобы не подвергнуться обещанному соблазняющим наказанию! Бойся «творить дело Божие с небрежением», чтобы не услышать грозящего за то проклятия!

Спасение

Итак, берегись осуждения, угождай всем, считай себя худшею всех, храни любовь ко всем в сердце твоем и проявляй ее на деле; тогда бу­дешь мирствовать и спасешься.

Страдания

…Если же мы не внемлем Его предостережени­ям, Он отечески наказывает нас скорбями и болезнями, чтобы чрез них, очистив душу нашу, как злато в горниле, обновить и снова восстановить ее на служение Ему делами благими.

  Конечно, не всегда Господь посылает скорби и болезни как наказания за грехи; есть множество примеров, что страдали великие праведники, как, например, ветхозаветный многострадален Иов и многие другие. Им посылал Господь страдания для усовершенствования их в терпении и смирении и в святости, у которой нет пределов, доколе не достигнет человек исполнения «в меру полного возраста Христова» (Еф. 4, 13).  И нам, грешным, попускает Господь иногда страдать для того, чтобы мы чрез терпение с покорностью воле Божией могли доказать нашу сынов­нюю преданность Ему, неизменную любовь и полнейшее смирение. В сем случае мы должны повторять богомудрые слова Многострадаль­ного: «аще благая прияхом от руки Господни, злых ли не стерпим» (Иов. 2, 10), и с покорностию переносить все ниспосылаемое не как напасть какую или несчастие, а как милость Божию, ибо, на самом деле, оно и есть милость Его, только в скорбной для нас форме направляемая к нашему спасению: путем кратковременных и сравнительно легких стра­даний избавляемся от вечных, нестерпимых адских мучений, заслужи­ваемых бесчисленными нашими грехами.

Суета

Как можешь ты всей душой отдаться Богу, если еще не искоренилось из сердца твоего мирское пожелание и суетность?

…мы чрезмерно оземленились, осуетились настолько, что уже не душа господствует над подвластною ей плотию, а наоборот,— плоть по­работила душу, эта рабыня тления: многострастная плоть взяла верх над бессмертною, свободною душою, и дебелостью своею как бы придавила крылья ее, затруднив ей полет к небесам! Многомятежная жизнь наша на земле так осуетила нас, так опутала своими тенетами, что трудно нам стряхнуть их с себя и на один час, чтобы чистыми предстать пред пре-светлое Око Божие и чистым сердцем узреть свет Солнца славы, Хри­ста, ибо только «чистии сердцем Бога узрят» (Мф. 5, 8).

Служить же вместе и Богу, и суе­те греховной нельзя, как сказал Господь: «Никтоже может двема господинома работати» (Мф. 6, 24); в таком случае придется необходимо от­дать преимущество одному из них: «или единаго возлюбит, а о другом вознерадит» (Лк. 16, 13).

Талант

Это «талант», вручаемый тебе Владыкой, — талант, ко­торый ты должна возрастить и умножить разумным употреблением. Со всяким смирением и страхом Божиим скажи мысленно душе своей: «Се тебе вверяет Владыка, душе моя: со страхом приими дар»; и «скрывша-го талант осуждение слышавши, о душе, не скрывай словесе Божия, но возвещай, воспевай славу Его, умножай дарование, да внидеши в ра­дость Господа твоего».

  «Не коснит Господь (то есть не замедлит исполнить) обетования Сво­его», придти вторично и взыскать отчета с рабов, которым вверил Свое имущество, Свои дары и таланты; берегись, чтобы не услышать тебе страшного осуждения: «возьмите от нея талант Мой, который не хотела она возращать трудолюбие деланием, и ленивую рабы верзите во тьму кромешнюю».

И таланты Господь разделил не поровну, а «комуждо противу силы его» (Мф. 25, 15) — кому предал один талант, кому — два, а кому и пять, но заметь при этом, что и при­нявший два таланта, и трудом своим усугубивший их, получил от Госпо­да такую же похвалу и награду, как и усугубивший пять талантов; как тому, так и другому сказал Владыка: «добре, рабе благий и верный, вниди в радость Господа твоего» (Мф. 25, 21-23).                                                                 

Терпение

Итак, сестра, терпи, не ослабевай духом; жди искушений и скорбей, как неизбежных и даже необходимых посетителей; иди на­встречу им мужественно, с готовностью и даже с радостию вспоминай святых мучеников: с какою радостию шли они на страдания и на самую смерть; «люта зима» страданий, говорили они, «но сладок рай; — кратки мучения, но вечно воздаяние»!

Трапеза

Разве когда-нибудь удовлетво­ряетесь вы, сестра, предлагаемою вам трапезою? Не всегда ли вы осуж­даете ее, ропщете, ищете дополнить ее своими приправами, лакомства­ми и, что всего хуже, не считаете это грехом! Если бы вы не легкомыс­ленно, а поглубже вдумались в этот вопрос, то, конечно, поняли бы свое заблуждение. Ведь вас, живущих в женских обителях, не десятки, а сот­ни сестер; чтобы удовлетворить вас ежедневно два раза не одним толь­ко хлебом, а и пищею, хотя бы и суровою, но все же свежею и здоровою, потребно немало средств; но об этом вы никогда не рассуждаете, потому что привыкли только требовать пищи, а не добывать ее своим трудом, как добывают иные труженики — миряне, дорожащие каждым куском хлеба, снедаемым ими «в поте лица своего» (Быт. 3, 19), а не за готовой трапезой. К тому же, скажите: разве для вкушения нежной и лакомой пищи пришли вы в обитель? Не на пост ли и на воздержание шли вы? Взгляните опять на иноков древних времен; они в меру вкушали хлеба, а иные питались одними кореньями; они едва утоляли свою жажду од­ною водой, а у вас чаям и самоварчикам границ нет, конца нет! Когда вступали вы в обитель, то на слова принимавшей вас матушки игуме­нии, что иноческая жизнь должна быть полна лишений и скорбей, вы, не обинуясь, отвечали, что смело идете на эти лишения, что добровольно желаете нести их ради угождения Господу, а что оказалось на деле?! Как скоро попрано чистое чувство усердия к Господу!

Трудолюбие

Трудолюбное делание клирика состоит в том, чтобы все силы данных ему от Господа способностей он неослабно напрягал к прославлению Господа.

Царствие Божие

Прежде всего скажу тебе, что если ты воображала найти рай на земле, хотя бы и в обители, то очень ошибалась; рая, то есть полного блаженст­ва на земле, нет и быть не может, так как человек и создан не для земли, а для неба, а чтобы унаследовать рай на небе, должно заслужить его здесь, на земле, многими трудами, скорбями, усилиями, то есть усиленным самовниманием, как говорит Апостол: «многими скорбьми подоба­ет нам внити в Царствие Божие» (Деян. 14, 22) и как учил и Сам наш Бо­жественный Подвигоположник: «Царствие Божие нудится, и нудящие се­бя к его исканию восхищают е» (Мф. 11, 1). Если же непременно хочешь найти его на земле, то ищи не в стенах каменных обителей, не в лесах дре­мучих пустынь, а в себе самой, в своей собственной душе, ибо: «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17,21). Вот, если бы искала в себе и старалась бы поселить в своем сердце это Царствие Божие, то не жаловалась бы на ближних, как на «причиняющих тебе искушения и соблазны».

Четки

При надевании иноческой одежды (рясы) вновь вступающему послушнику вручаются, между прочим, и четки для вещественного напоминания о непрестан­ной молитве, которою должен заниматься новоначальный, постепенно обучая себя этому «духовному деланию», как называют святые отцы-подвижники умную молитву.

Ныне и четки, как и многое, имеющее высокодуховное значение, ут­ратили свое значение; четки в настоящее время служат не столько принадлежностью для молитвы, сколько принадлежностью для наряда, и чтобы быть лучшим украшением, делаются ныне не из ниток или шер­сти, каковыми делались прежде «вервицы» (то есть веревочные узелки), или, как их еще называли, «лестовки», а из бус, иногда даже и весьма не­простых. Малодушные инокини тешатся ими, как дети, и щеголяют од­на перед другой. Не во многих уже обителях сохраняется еще обычай совершать по четкам общее молитвенное «правило» с поклонами или без них, сообразно уставу. Что же касается прямого назначения четок, состоящего в упражнении по ним инока в непрестанной внутренней мо­литве,— оно почти вовсе утрачено.

 «Духовный цветник игумении Таисии (Солоповой)» составлен на основании  «Писем игумении Таисии к новоначальной инокине о главнейших обязанностях иноческой жизни»  к дню памяти матушки Таисии (15 января) сотрудником комиссии по канонизации подвижников благочестия Череповецкой епархии Екатериной Александровной Силиной.

14.01.2017 г.