Праздник Рождества Христова

Рождество Христово (в Русской Православной Церкви Рождество́ по пло́ти Господа Бога и Спаси́теля нашего Иисуса Христа) — один из главных христианских праздников (входит в число господских двунадесятых праздников), установленный  в честь рождения во плоти Иисуса Христа от Девы Марии.

Предваряется 40-дневным Рождественским постом. Празднуется 7 января (нов. ст.) и имеет 5 дней предпразднства и 6 дней попразднства. Последний день предпразднства именуется Навечерием Рождества Христова или Рождественским сочельником.

Содержание  праздника.

Рож­де­ство Иису­са Хри­ста  слу­чи­лось по об­ру­че­нии Пре­бла­го­сло­вен­ной Ма­те­ри Его, Пре­чи­стой Де­вы Ма­рии с Иоси­фом, му­жем пра­вед­ным и уже ста­рым (ибо ему бы­ло во­семь­де­сят лет). Пре­чи­стая Де­ва да­на бы­ла ему, по сви­де­тель­ству свя­то­го Гри­го­рия Нис­ско­го[1] и свя­то­го Епи­фа­ния Кипр­ско­го[2] под ви­дом су­пру­же­ства, дабы он хра­нил Ее дев­ство и за­бо­тил­ся о Ней. Еще преж­де, чем они ста­ли жить вме­сте, ока­за­лось, что Она име­ет во чре­ве от Ду­ха Свя­то­го. Иосиф был мни­мым му­жем Ма­рии, а в дей­стви­тель­но­сти хра­ни­те­лем по­свя­щен­ной Бо­гу де­ви­че­ской чи­сто­ты Ее и оче­вид­цем Ее непо­роч­ной жиз­ни. Ибо Гос­по­ду угод­но бы­ло ута­ить от диа­во­ла тай­ну Сво­е­го во­пло­ще­ния от пре­чи­стой Де­вы, и для се­го Он по­крыл дев­ство Ма­те­ри Сво­ей су­пру­же­ством, чтобы враг не знал, что это та Де­ва, о Ко­то­рой пред­рек Ис­а­ия: «се, Де­ва во чре­ве при­мет» (Ис.7:14). Об этом сви­де­тель­ству­ет свя­той Афа­на­сий, ар­хи­епи­скоп Алек­сан­дрий­ский[3], в сле­ду­ю­щих сло­вах «Иосиф дол­жен был по­слу­жить та­ин­ству, чтобы Де­ва, как бы име­ю­щая му­жа, сла­ви­лась[4], и чтобы са­мая ис­ти­на ве­щи оста­лась со­кры­тою от диа­во­ла, дабы он не знал име­ю­ще­го со­вер­шить­ся, ка­ким об­ра­зом Бог бла­го­из­во­лит пре­бы­вать с людь­ми» (Сло­во на Рож­де­ство Хри­сто­во). И свя­той Ва­си­лий Ве­ли­кий[5] го­во­рит: «Об­ру­че­ние с Иоси­фом со­вер­ши­лось для то­го, чтобы ута­ить от кня­зя ве­ка се­го (т.е. диа­во­ла) во­пло­ще­ние Сы­на Бо­жия» (Сло­во на Рож­де­ство Хри­сто­во). То же го­во­рит и свя­той Иоанн Да­мас­кин[6]: «Иосиф об­ру­ча­ет­ся Ма­рии как муж, чтобы диа­вол, не зная о без­муж­нем Рож­де­стве Хри­сто­вом от Де­вы, от­сту­пил, т.е. пе­ре­стал воз­буж­дать Иро­да и под­стре­кать иуде­ев к за­ви­сти. Ибо диа­вол с са­мо­го то­го вре­ме­ни, ко­гда Ис­а­ия пред­рек, что «се, Де­ва во чре­ве при­мет и ро­дит» (Ис.7:14), зор­ко сле­дил за все­ми де­ви­ца­ми, как бы ко­то­рая из них не за­ча­ла без му­жа и не ро­ди­ла, оста­ва­ясь де­вою. Бо­жие смот­ре­ние устро­и­ло Об­ру­че­ние Де­вы Ма­рии с Иоси­фом, дабы от кня­зя тьмы ута­и­лось и дев­ство Пре­чи­стой Бо­го­ро­ди­цы, и во­пло­ще­ние Бо­га Сло­ва». Еще преж­де со­вер­ше­ния су­пру­же­ской тай­ны, Пре­чи­стая Де­ва Ма­рия ока­за­лась име­ю­щею во чре­ве от Ду­ха Свя­то­го, и воз­рас­та­ло свя­тое чре­во Ее, вме­ща­ю­щее в се­бе невме­сти­мо­го Бо­га. Осо­бен­но же об­на­ру­жи­лась Ее бе­ре­мен­ность то­гда, ко­гда, по про­ше­ствии сво­е­го трех­ме­сяч­но­го пре­бы­ва­ния у Ели­са­ве­ты, Она воз­вра­ти­лась в дом свой (Лк.1:56), и Бо­же­ствен­ный плод внут­ри Ее с каж­дым днем воз­рас­тал, а день рож­де­ния мла­ден­ца Хри­ста все бо­лее и бо­лее при­бли­жал­ся. Уви­дев это, Иосиф был в ве­ли­ком недо­уме­нии и пе­ча­ли, ибо он ду­мал, что Она на­ру­ши­ла обет дев­ства. В ве­ли­ком сму­ще­нии пра­вед­ный ста­рец го­во­рил: «Как мог­ло это про­изой­ти? Я не по­знал Ее и да­же мыс­лию не со­гре­шил про­тив Нее, а вот Она бе­ре­мен­на. Увы, как это слу­чи­лось? Кто пре­льстил Ее? И что мне де­лать, не знаю. Об­ли­чить ли мне Ее, как за­ко­но­пре­ступ­ни­цу, или умол­чать ра­ди сты­да, ко­то­рый то­гда ля­жет на Нее и на ме­ня? Ес­ли я об­ли­чу Ее, то, ко­неч­но, Она бу­дет по­би­та кам­ня­ми по за­ко­ну Мо­и­се­е­ву, и я яв­люсь как бы му­чи­те­лем, пре­дав­шим Ее на лю­тую смерть. Ес­ли же я не под­верг­ну Ее об­ли­че­нию, то бу­ду иметь часть с пре­лю­бо­де­я­ми. Что же мне де­лать? Недо­уме­ваю. От­пу­щу я Ее тай­но, пусть идет Она, ку­да хо­чет. Или я сам уй­ду от Нее в да­ле­кую стра­ну, чтобы гла­за мои не ви­де­ли та­ко­го по­но­ше­ния». Раз­мыш­ляя так, пра­вед­ный Иосиф по­до­шел к Де­ве Ма­рии и ска­зал Ей, как об этом сви­де­тель­ству­ет свя­той Со­фро­ний, пат­ри­арх Иеру­са­лим­ский[7]«Ма­рия, что де­ло сие, еже в те­бе зрю; за честь, сра­мо­ту: за ве­се­лие, скорбь: вме­сто еже хва­ли­ти­ся, уко­риз­ну ми при­нес­ла еси: от иерей из церкве та­ко непо­роч­ну тя при­ях, и что се ви­ди­мое»[8]. И свя­той Афа­на­сий Алек­сан­дрий­ский о том же по­вест­ву­ет так: «Иосиф, ви­дя, что Де­ва Ма­рия име­ет во чре­ве, но не ве­дая, ка­кое ве­ли­кое со­кро­ви­ще внут­ри Ее, в сму­ще­нии так во­про­шал Ее: «Что слу­чи­лось с То­бою, Ма­рия? Не ты ли чи­стая Де­ва, вос­пи­тан­ная в свя­щен­ных при­тво­рах хра­ма? Не Ты ли Ма­рия, не хо­тев­шая взи­рать на ли­ца му­жей? Не Ты ли Ма­рия, Ко­то­рую свя­щен­ни­ки не мог­ли уго­во­рить всту­пить в брак? Не ты ли Ма­рия, обе­щав­шая со­хра­нить ро­зу дев­ства неувя­да­е­мою? Где чер­тог Тво­е­го це­ло­муд­рия? Где гор­ни­ца, охра­няв­шая Твою дев­ствен­ную чи­сто­ту? Где Твое стыд­ли­вое ли­цо? Я сты­жусь, а ты чув­ству­ешь дерз­но­ве­ние, по­ели­ку я ута­и­ваю грех Твой». Ко­гда Иосиф все это го­во­рил к Ней, то, о, как сты­ди­лась несквер­ная Аг­ни­ца, непо­роч­ная го­лу­би­ца, це­ло­муд­рен­ная Де­ва, крас­нея в ли­це от та­ких слов Иоси­фо­вых! Не сме­ла Она от­крыть ему о бла­го­ве­стии, ко­то­рое при­нес Ей Ар­хан­гел и о про­ро­че­стве, ко­то­рое из­рек­ла о Ней Ели­са­ве­та, — не сме­ла Она сде­лать се­го по­то­му, что бо­я­лась по­ка­зать­ся тще­слав­ною и лю­бя­щею по­хва­лу. О сем сви­де­тель­ству­ет и вы­ше­упо­мя­ну­тый свя­той Афа­на­сий, ко­то­рый вла­га­ет в уста Ее та­кие сло­ва к Иоси­фу: «Ес­ли Я бу­ду Са­ма о се­бе по­вест­во­вать те­бе, то по­ка­жусь те­бе тще­слав­ною. По­тер­пи немно­го, Иосиф, и пас­ты­ри от­кро­ют те­бе обо Мне». Од­но толь­ко и го­во­ри­ла Де­ва Ма­рия Иоси­фу в от­вет на его недо­уме­ние: «Жив Гос­подь, хра­ня­щий Ме­ня до­ныне в непо­роч­ном дев­стве, ибо Я не по­зна­ла гре­ха, ни­кто не при­кос­нул­ся Ме­ня, а то, что во Мне, от Бо­жия хо­те­ния и по Бо­жию дей­ствию». Иосиф же, как че­ло­век, ду­мал по-че­ло­ве­че­ски и по­до­зре­вал, что Ее за­ча­тие про­изо­шло от гре­ха. Но, бу­дучи пра­вед­ным, он не хо­тел об­ли­чить Ее, а за­хо­тел тай­но от­пу­стить Ее, или (как на­пи­са­но в сир­ском пе­ре­во­де) он за­ду­мал тай­но оста­вить Ее, то есть уй­ти от Нее ку­да-ни­будь да­ле­ко. Ко­гда же он это по­мыс­лил, вот ан­гел Гос­по­день во сне явил­ся ему, го­во­ря «Иосиф, сын Да­ви­дов, не бой­ся при­нять Ма­рию, же­ну твою». Ан­гел по­то­му на­зы­ва­ет Де­ву же­ною Иоси­фа, чтобы опро­верг­нуть мысль его о пре­лю­бо­де­я­нии (ибо Иосиф ду­мал, что Ма­рия за­ча­ла от пре­лю­бо­де­я­ния). Ан­гел как бы так го­во­рил Иоси­фу: «Об­ру­чен­ная те­бе же­на, а не при­над­ле­жа­щая ино­му му­жу». О сем бла­жен­ный Фе­о­фи­лакт го­во­рит так:[9] «Ан­гел на­зы­ва­ет Ма­рию же­ною Иоси­фа, по­ка­зы­вая этим, что об­ру­чен­ная ему не осквер­ни­лась с иным. А так­же и по­то­му, чтобы вме­сте с дев­ством бы­ло по­чте­но и за­кон­ное су­пру­же­ство» Так рас­суж­да­ет и свя­той Ва­си­лий Ве­ли­кий: «Ан­гел на­звал Ма­рию и Де­вою, и об­ру­чен­ною му­жу, чтобы и дев­ство по­чтить, и брак не уко­рить. Дев­ство бы­ло из­бра­но как необ­хо­ди­мое для свя­то­го рож­де­ния, а об­ру­че­ние, ко­то­рое есть на­ча­ло бра­ка, бы­ло со­вер­ше­но по за­ко­ну для то­го, чтобы не по­ду­мал кто, что рож­де­ние про­изо­шло от без­за­ко­ния, а так­же и для то­го, чтобы Иосиф был все­гдаш­ним сви­де­те­лем Ма­ри­и­ной чи­сто­ты, дабы Она не под­верг­лась на­ре­ка­ни­ям за то, что буд­то бы осквер­ни­ла дев­ство. Она име­ла (в ли­це Иоси­фа) Се­бе об­руч­ни­ка, ко­то­рый был сви­де­те­лем и хра­ни­те­лем Ее жиз­ни» (сло­во на Рож­де­ство Хри­сто­во). Ан­гел го­во­рит Иоси­фу: «Не бой­ся при­нять Ма­рию же­ну твою». Эти сло­ва озна­ча­ют «При­ми же­ну свою по об­ру­че­нию, и де­ву по Ее обе­ту, дан­но­му Бо­гу (так объ­яс­ня­ют свя­той Гри­го­рий Нис­ский и бла­жен­ный Иеро­ним)[10], ибо Она есть пер­вая в Из­ра­иль­ском на­ро­де де­ва, ко­то­рая обе­ща­ла Бо­гу со­блю­сти Свое дев­ство неосквер­нен­ным до са­мой кон­чи­ны. Но бой­ся, ибо ро­див­ше­е­ся в Ней есть от Ду­ха Свя­то­го. Ро­дит же Сы­на, и на­ре­чешь имя Ему, — на­ре­чешь имя как отец, хо­тя ты и не участ­во­вал в Его рож­де­нии, по­то­му что от­цам обыч­но да­вать име­на сво­им де­тям, как и Ав­ра­ам на­звал сы­на сво­е­го Иса­а­ком (Быт.21:2) Так и ты, хо­тя ты и не при­род­ный, но толь­ко мни­мый отец Мла­ден­ца, по-от­цов­ски по­слу­жишь Ему, на­рек­ши Ему имя». Бла­жен­ный Фе­о­фи­лакт так го­во­рит Иоси­фу, от ли­ца ан­ге­ла: «Хо­тя ты и не имел ни­ка­ко­го уча­стия в рож­де­нии Мла­ден­ца, но я хо­чу дать те­бе этот сан (оте­че­ский), чтобы ты на­рек Ему и имя, ты на­зо­вешь Ему имя, хо­тя Он и не есть твое рож­де­ние, через это ты сде­ла­ешь Ему то, что свой­ствен­но от­цу. Ка­кое же имя? Иисус, что зна­чит Спа­си­тель, ибо Он спа­сет лю­дей Сво­их от гре­хов их». Иосиф, встав ото сна, сде­лал так, как по­ве­лел ему ан­гел Гос­по­день, и при­нял же­ну свою, об­ру­чен­ную ему, Ко­то­рая бы­ла непо­роч­ною Де­вою, по­свя­щен­ною Гос­по­ду через обет дев­ства, и Ма­те­ри­ею Вла­ды­ки, за­чав­шею Спа­си­те­ля ми­ра от Ду­ха Свя­то­го. Он при­нял Ее, как об­руч­ни­цу свою, с лю­бо­вью воз­да­вая Ей ве­ли­кую честь, как Гос­под­ней Де­ве, и слу­жа Ей с бла­го­го­ве­ни­ем и стра­хом, как Ма­те­ри Спа­си­те­ля. «И не знал Ее, до­ко­ле ро­ди­ла» (Мф.1:25), т.е (по изъ­яс­не­нию Фе­о­фи­лак­та) ни­ко­гда не по­зна­вал Ее, как же­ну Ибо как мог он, бу­дучи пра­ве­ден, по­знать Ее, Ко­то­рая да­на ему бы­ла из хра­ма Гос­под­ня не для бра­ка, а для хра­не­ния Ее дев­ства под ви­дом бра­ка? Как мог он при­кос­нуть­ся к де­ви­це Гос­под­ней, Ко­то­рая обе­ща­ла Бо­гу веч­ное дев­ство? Как мог он кос­нуть­ся Пре­не­по­роч­ной Ма­те­ри Гос­по­да Сво­е­го и Со­зда­те­ля? А то, что Еван­ге­лие го­во­рит: до­ко­ле ро­ди­ла, — это со­став­ля­ет обыч­ное вы­ра­же­ние Пи­са­ния, ко­то­рое упо­треб­ля­ет сло­во «до­ко­ле» в смыс­ле нескон­ча­е­мо­го вре­ме­ни. Ибо и Да­вид го­во­рит: ска­зал Гос­подь Гос­по­ду мо­е­му: «се­ди одес­ную ме­ня, до­ко­ле по­ло­жу вра­гов Тво­их в под­но­жие Ног Тво­их» (Пс.109:1)[11]. Здесь не та мысль, что Гос­подь — Сын толь­ко до­то­ле бу­дет си­деть одес­ную Гос­по­да — От­ца, до­ко­ле Он не по­ло­жит вра­гов Его к под­но­жию ног Его; но та, что и по­сле то­го, как вра­ги Его бу­дут по­ко­ре­ны под но­ги Его, Гос­подь — Сын еще пре­слав­нее си­деть бу­дет, как По­бе­ди­тель, в бес­ко­неч­ные ве­ка. По­доб­но се­му пи­шет­ся о свя­том Иоси­фе: «И не знал Ее, до­ко­ле ро­ди­ла» (Мф.1:25) — не в том смыс­ле, буд­то бы по­том он дол­жен был по­знать Ее, как ду­ма­ли неко­то­рые ере­ти­ки[12], ка­ко­вое уче­ние чуж­до Пра­во­слав­ной Церк­ви; но в том смыс­ле, что по рож­де­нии та­ко­го Сы­на, Ко­то­рый был Бо­гом во­пло­щен­ным, и по­сле столь ве­ли­ких чу­дес, со­вер­шив­ших­ся во вре­мя рож­де­ства Его, ко­то­рых Иосиф был са­мо­вид­цем, бла­го­че­сти­вый сей ста­рец не толь­ко не смел кос­нуть­ся Ее, но и глу­бо­ко по­чи­тал Ее, как раб гос­по­жу свою, слу­жа Ей, как Ма­те­ри Бо­жи­ей со стра­хом и тре­пе­том. О том сло­ве «до­ко­ле» свя­той Фе­о­фи­лакт бе­се­ду­ет так: «Пи­са­ние обыч­но так го­во­рит, как и о по­то­пе оно го­во­рит: «не воз­вра­тит­ся во­рон в Ков­чег, до­ко­ле не ис­чезнет во­да с зем­ли» (Быт.8:7), а во­рон и по­том не воз­вра­тил­ся. И Хри­стос го­во­рит: «Я с ва­ми во все дни до скон­ча­ния ве­ка» (Мф.28:20). А раз­ве по скон­ча­нии ве­ка Он не бу­дет с на­ми? На­про­тив, то­гда еще бо­лее, в бес­ко­неч­ные ве­ки, бу­дет Он с на­ми. Так и здесь го­во­рит­ся: до­ко­ле ро­ди­ла, т.е. что Иосиф не по­зна­вал Пре­свя­тую Де­ву ни до рож­де­ния, ни по­сле рож­де­ния Хри­ста, по­доб­но то­му, как и Гос­подь и в про­дол­же­ние ве­ка, и по скон­ча­нии ве­ка бу­дет с на­ми неот­ступ­но. Да и как мог Иосиф кос­нуть­ся Пре­чи­стой Де­вы, по­сле то­го, как узнал о неиз­ре­чен­ном рож­де­нии от Нее Спа­си­те­ля?»

Непо­роч­ное дев­ство Пре­чи­стой Бо­го­ро­ди­цы и по рож­де­стве Спа­си­те­ля яс­но от­кры­ва­ет­ся и из то­го, что ко­гда Иосиф на­чал со­мне­вать­ся от­но­си­тель­но бе­ре­мен­ной Де­ви­цы и да­же по­мыш­лял, не ли­ше­на ли Она на­силь­ствен­но дев­ства, — то­гда явил­ся ему ан­гел и на­звал Ма­рию его же­ною: не бой­ся, ска­зал он, при­ми Ма­рию, же­ну твою, и этим опро­верг его мне­ние о пре­лю­бо­де­я­нии (как об этом и вы­ше бы­ло ска­за­но). Ко­гда же тот же ан­гел явил­ся Иоси­фу уже по­сле Рож­де­ства Хри­сто­ва в Виф­ле­е­ме и в Егип­те, ко­гда сей пра­вед­ный ста­рец уже по­лу­чил от­кро­ве­ние о чи­сто­те Ма­ри­и­ной и Бо­гом­ла­ден­це, рож­да­е­мом от Ду­ха Свя­то­го, — то­гда ан­гел не на­зы­ва­ет уже Пре­чи­стую Де­ву Ма­рию его же­ною, но толь­ко Ма­те­рию Рож­ден­но­го, ибо так пи­шет­ся в Еван­ге­лии: ко­гда же волх­вы ото­шли, Ан­гел Гос­по­день явил­ся во сне Иоси­фу и го­во­рит: «встань, возь­ми Мла­ден­ца и Ма­терь Его (а не же­ну твою), и бе­ги в Еги­пет» (Мф.2:13). И сно­ва в Егип­те го­во­рит ан­гел Иоси­фу: «встань, возь­ми Мла­ден­ца и Ма­терь Его и иди в зем­лю Из­ра­иле­ву» (Мф.2:20), яв­но по­ка­зы­вая этим, что не на брак на­прав­лял он Иоси­фа, а на слу­же­ние Мла­ден­цу и Ма­те­ри его. Итак Иосиф не толь­ко не по­зна­вал Ма­рию как же­ну свою до тех пор, ко­гда Она ро­ди­ла Сы­на сво­е­го пер­вен­ца, но и по­сле рож­де­ния Бо­гом­ла­ден­ца Она оста­лась нетлен­ною Де­вою, как о том со­глас­но сви­де­тель­ству­ют все ве­ли­кие учи­те­ли цер­ков­ные.

По­вест­ву­ет­ся и то[13], что в то вре­мя, ко­гда Пре­свя­тая Де­ва Ма­рия уже име­ла во чре­ве, один из книж­ни­ков, по име­ни Ан­нин (уже по­сле яв­ле­ния ан­ге­ла Иоси­фу), при­дя в дом их и уви­дев бе­ре­мен­ную Де­ви­цу, по­спеш­но по­шел к пер­во­свя­щен­ни­ку и ко все­му си­нед­ри­о­ну и ска­зал им: «Тот Иосиф плот­ник, ко­то­ро­го вы на­зы­ва­ли пра­вед­ным, со­вер­шил без­за­ко­ние: он тай­но рас­тлил и осквер­нил Де­ву, Ко­то­рая да­на бы­ла ему из хра­ма Гос­под­ня на хра­не­ние, и вот Она те­перь име­ет во чре­ве». По­слан­ные пер­во­свя­щен­ни­ком слу­ги по­шли в дом Иоси­фов и на­шли Ма­рию бе­ре­мен­ною, как ска­зал им тот книж­ник. Взя­ли они Ее вме­сте с Иоси­фом и по­ве­ли к пер­во­свя­щен­ни­ку и ко все­му си­нед­ри­о­ну. Пер­во­свя­щен­ник же ска­зал Де­ве Ма­рии: «За­бы­ла Гос­по­да Бо­га Ты, вос­пи­тан­ная во Свя­том Свя­тых, по­лу­чав­шая пи­щу из рук ан­гель­ских и слы­шав­шая пе­ние ан­гель­ское! Что это Ты сде­ла­ла?» Она же с пла­чем го­во­ри­ла: «Жив Гос­подь Бог мой, Я чи­ста и му­жа не знаю». За­тем ска­зал пер­во­свя­щен­ник и Иоси­фу: «Что это ты сде­лал?» Он от­ве­тил: «Жив Гос­подь Бог мой, я чист от Нее». Пер­во­свя­щен­ник же ска­зал ему. «Так как ты не под­к­ло­нил гла­вы сво­ей под креп­кую ру­ку Бо­жию, чтобы бла­го­сло­вен­но бы­ло потом­ство твое и в тайне от сы­нов Из­ра­иле­вых сме­сил­ся ты с Де­вою, по­свя­щен­ною в дар Гос­по­ду, по­се­му вы долж­ны с Нею вы­пить во­ду об­ли­че­ния[14], чтобы Гос­подь об­на­ру­жил грех ваш пред все­ми».

А Бо­гом чрез Мо­и­сея был уста­нов­лен та­кой суд, как об этом пи­шет­ся в 4-й кни­ге Мо­и­се­е­вой (Числ), в гла­ве 5-й: ес­ли ка­кой-ни­будь муж­чи­на или ка­кая-ни­будь жен­щи­на бу­дут за­по­до­зре­ны в пре­лю­бо­де­я­нии и не от­кро­ют о се­бе ис­ти­ны, то та­ко­вым по­да­ва­лась во хра­ме Гос­под­нем во­да клят­вен­ная при осо­бых свя­щен­ных дей­стви­ях и при осо­бом чине. И су­дом Бо­жи­им со­вер­ша­лось, по­сле пи­тия то­го, неко­то­рое об­ли­чи­тель­ное зна­ме­ние над со­вер­шив­шим пре­лю­бо­де­я­ние, ка­ко­вое зна­ме­ние об­на­ру­жи­ва­ло со­вер­шен­ное без­за­ко­ние. Этою имен­но во­дою пер­во­свя­щен­ник с по­до­ба­ю­щим чи­ном на­по­ил сна­ча­ла Иоси­фа, а по­том Ма­рию, и не со­вер­ши­лось над Нею ни­ка­ко­го об­ли­чи­тель­но­го зна­ме­ния, так что на­род ди­вил­ся то­му, что грех их не об­на­ру­жил­ся. То­гда пер­во­свя­щен­ник ска­зал им:

— Ес­ли Гос­подь Бог не явил ва­ше­го гре­ха, то иди­те с ми­ром.

И от­пу­стил их. Иосиф же, взяв Де­ву Ма­рию, во­шел в дом свой, ра­ду­ясь и сла­вя Бо­га Из­ра­иле­ва.

По­сле то­го вы­шло по­ве­ле­ние от ке­са­ря Ав­гу­ста[15] сде­лать пе­ре­пись по всей зем­ле, и все шли за­пи­сы­вать­ся каж­дый в свой го­род. По­шел и Иосиф из Га­ли­леи, из го­ро­да На­за­ре­та, в Иудею, в го­род Да­ви­дов, на­зы­ва­е­мый Виф­ле­е­мом, по­то­му что он про­ис­хо­дил из до­ма и ро­да Да­ви­до­ва, — за­пи­сать­ся с Ма­ри­ею, об­ру­чен­ною ему же­ною, ко­то­рая бы­ла бе­ре­мен­на. Виф­ле­ем — ма­лень­кий го­род, неда­ле­ко от Иеру­са­ли­ма, по на­прав­ле­нию к югу, ле­жит при до­ро­ге, ко­то­рая ве­дет в гор­нюю стра­ну, к Хев­ро­ну, свя­щен­ни­че­ско­му го­ро­ду, где на­хо­дил­ся дом За­ха­рии, и где Пре­чи­стая Де­ва, по­сле ар­хан­гель­ско­го бла­го­ве­стия, по­се­ти­ла и при­вет­ство­ва­ла Ели­са­ве­ту, ма­терь Пред­те­чи. Та­ким об­ра­зом Виф­ле­ем ле­жит на се­ре­дине пу­ти меж­ду Иеру­са­ли­мом и Хев­ро­ном, а от На­за­ре­та, га­ли­лей­ско­го го­ро­да, он на рас­сто­я­нии дней трех пу­ти или немно­го бо­лее. На­зы­ва­ет­ся же Виф­ле­ем го­ро­дом Да­ви­до­вым по­то­му, что в нем ро­дил­ся Да­вид и был в нем же по­ма­зан на цар­ство; там же умер­ла Ра­хиль, и гроб Иес­сея, от­ца Да­ви­до­ва, ука­зы­ва­ет­ся там же (Быт.35:19). Преж­нее на­зва­ние Виф­ле­е­ма бы­ло Ев­фра­фа, но Иа­ков, ко­гда пас там свои ста­да, на­звал это ме­сто до­мом хле­ба (Виф­ле­е­мом), про­ви­дя ду­хом и пред­воз­ве­щая, что в том ме­сте дол­жен был ро­дить­ся хлеб, со­шед­ший с небес (Ин.6:51), Хри­стос Гос­подь. А око­ло Виф­ле­е­ма, к во­сто­ку, про­тив ко­лод­ца Да­ви­до­ва, око­ло ко­то­ро­го он од­на­жды силь­но воз­жаж­дал и ска­зал: «кто на­по­ит ме­ня во­дою из ко­ло­де­зя Виф­ле­ем­ско­го, что у во­рот?» (2Цар.23:15) — на­хо­дит­ся пе­ще­ра в ка­мен­ной го­ре, на ко­то­рой рас­по­ло­жен го­род Виф­ле­ем. Неда­ле­ко от этой пе­ще­ры на­хо­ди­лось по­ле, при­над­ле­жав­шее Са­ло­мии, ко­то­рая так­же бы­ла жи­тель­ни­цею Виф­ле­е­ма и при­хо­ди­лась род­ствен­ни­цею, как Де­ве Ма­рии, так и Иоси­фу.

И ко­гда Иосиф при­бли­жал­ся к го­ро­ду, неве­дав­шей бра­ка Чи­стой Неве­сте при­шло вре­мя ро­дить, и он стал ис­кать дом для ноч­ле­га, где Ро­дя­щая мог­ла бы най­ти удоб­ное для Се­бя ме­сто, чтобы про­из­ве­сти на свет бла­го­сло­вен­ный Плод Сво­е­го чре­ва. Но не на­шел он для се­бя при­ста­ни­ща, по при­чине мно­же­ства на­ро­да, при­шед­ше­го за­пи­сы­вать­ся, ко­то­рый не толь­ко пе­ре­пол­нил об­щую го­сти­ни­цу, но и весь го­род. По­это­му Иосиф и уда­лил­ся в на­зван­ную пе­ще­ру, по­то­му — что не бы­ло им ме­ста в го­сти­ни­це, а день уже скло­нял­ся к ве­че­ру. А та пе­ще­ра слу­жи­ла при­ста­ни­щем для ско­та, и в ней-то Пре­чи­стая и Пре­бла­го­сло­вен­ная Де­ва в пол­ноч­ный час усерд­но мо­ли­лась Бо­гу и, вся пре­бы­вая в бо­го­мыс­лии и го­ря же­ла­ни­ем Гос­по­да и лю­бо­вью к Нему, ро­ди­ла без бо­лез­ни Гос­по­да на­ше­го Иису­са Хри­ста, в два­дцать пя­тый день де­каб­ря[16]. Так и по­до­ба­ло ро­дить без­бо­лез­нен­но Той, Ко­то­рая за­ча­ла без су­пру­же­ской сла­до­сти: не по­зна­ла, ска­за­ла Она, сла­до­сти бра­ка бы­ла не при­част­на[17]. А по­ели­ку Она за­ча­ла в чи­сто­те, то и ро­ди­ла Она без бо­лез­ни, как об этом го­во­рит свя­той Гри­го­рий Нис­ский: «Де­ва за­ча­ла, Де­ва но­си­ла в утро­бе, Де­ва ро­ди­ла, Де­ва оста­лась де­вою; еще не бы­ло на зем­ле чу­да, по­доб­но­го се­му» (Сло­во на Рож­де­ство Хри­сто­во). И свя­той Да­мас­кин го­во­рит: «чу­де­се но­ва­го всех древ­них чу­дес: кто бо позна ма­терь без му­жа рожд­шую»[18]. Без му­жа ро­ди­ла Пре­свя­тая Де­ва Хри­ста по­доб­но то­му, как Адам про­из­вел без же­ны Еву, о чем Зла­то­уст свя­той[19] го­во­рит так: «Как Адам без же­ны про­из­вел же­ну, так и здесь Де­ва без му­жа ро­ди­ла Му­жа, воз­да­вая через это долг му­жам за Еву. Адам остал­ся це­лым по из­вле­че­нии из те­ла его реб­ра, и Де­ва пре­бы­ла нетлен­ною по рож­де­нии Мла­ден­ца» (Сло­во на Рож­де­ство Хри­сто­во). И ис­пол­ни­лось то, что как бы в те­ни про­об­ра­зо­ва­но бы­ло в неопа­ли­мом ку­сте и в Чер­ном мо­ре: «та­ко­же ку­пи­на не сга­ра­ше опа­ля­е­ма» (вос­пе­ва­ет Цер­ковь), «та­ко Де­ва ро­ди­ла еси, и Де­ва пре­бы­ла еси»[20]. И в дру­гом ме­сте: «мо­ре пре­бысть непро­ход­но: Непо­роч­ная, по рож­де­стве Ем­ма­ну­иле­ве пре­бысть нетлен­на»[21]. Так, без по­вре­жде­ния Сво­е­го дев­ства, Прис­но­де­ва Ма­рия ро­ди­ла во­пло­щен­но­го Бо­га. И со­вер­ши­лось это рож­де­ние без обыч­ной по­мо­щи и служ­бы баб­ки, как о том сви­де­тель­ству­ет свя­той Афа­на­сий Алек­сан­дрий­ский, ко­гда, бе­се­дуя о сле­ду­ю­щих сло­вах еван­гель­ских: «и ро­ди­ла Сы­на Сво­е­го пер­вен­ца, и спе­ле­на­ла Его, и по­ло­жи­ла Его в яс­ли» (Лк.2:7), — го­во­рит так: «По­смот­ри на та­ин­ствен­ное рож­де­ние Де­вы: Са­ма ро­ди­ла Она, и Са­ма спе­ле­на­ла Мла­ден­ца. У мир­ских жен­щин од­на рож­да­ет, а дру­гая пе­ле­на­ет, а у Пре­свя­той Де­вы не так. Са­ма ро­ди­ла Она, и Са­ма спе­ле­на­ла, Са­ма бу­дучи без­бо­лез­нен­ною ма­те­рию и необу­чен­ною баб­кою, не по­пусти­ла Она ни­ко­му кос­нуть­ся нечи­сты­ми ру­ка­ми Пре­чи­сто­го Рож­де­ства: Са­ма Она по­слу­жи­ла Рож­ден­но­му от Нее, и спе­ле­на­ла Его, и по­ло­жи­ла в яс­ли». Так же го­во­рит свя­той Ки­при­ан[22] «В рож­де­стве и по­сле рож­де­ства Де­ва Бо­же­ствен­ною си­лою оста­лась де­вою, — Она, Ко­то­рая ро­ди­ла без­бо­лез­нен­но и не нуж­да­лась ни в ка­ких услу­гах со сто­ро­ны баб­ки, но Са­ма бы­ла и ро­ди­тель­ни­цей, и рож­де­нию слу­жи­тель­ни­цей, и по­это­му воз­да­ет Мла­ден­цу Сво­е­му бла­го­го­вей­ное по­пе­че­ние: ося­за­ет Его, об­ни­ма­ет, ло­бы­за­ет, по­да­ет со­сец, и все сие со­вер­ша­ет ра­дост­но, без вся­кой бо­лез­ни, без вся­кой немо­щи при­ро­ды, обыч­ной при рож­де­нии». Итак, Са­ма Она Сво­и­ми де­ви­че­ски­ми ру­ка­ми по­слу­жи­ла нетлен­но­му Сво­е­му Рож­де­ству (Бо­же­ствен­но­му Мла­ден­цу), ожи­дая ста­ри­цы Са­ло­мии, срод­ни­цы Сво­ей, ко­то­рую по­шел звать Иосиф для услу­же­ния Пре­свя­той Де­ве. Но Са­ло­мия при­шла, ко­гда со­вер­ши­лось уже де­ло, ибо Та, Ко­то­рая ро­ди­ла, Она же и слу­жи­ла, но­ся Мла­ден­ца, по­ви­вая Его и по­ла­гая в яс­ли.

Свя­той свя­щен­но­му­че­ник Зи­нон епи­скоп[23] пе­ре­да­ет еще, что баб­ка, ко­гда при­шла, не ве­ри­ла, что рож­де­ство бы­ло дев­ствен­ное и без­бо­лез­нен­ное, и ста­ра­лась с по­мо­щью обыч­ных при­е­мов по­ви­валь­но­го ис­кус­ства, узнать, ис­тин­но ли та­ко­во сие рож­де­ство. Но тот­час по­ра­зи­ла ее казнь за дерз­но­вен­ное де­ло ее, ибо ру­ка ее, осме­лив­ша­я­ся со­вер­шить то ис­пы­та­ние, вне­зап­но силь­но вос­па­ли­лась ог­нен­ною бо­лез­нью и за­сох­ла. Ко­гда же бо­ля­щая при­ло­жи­ла свою ру­ку к Бо­же­ствен­но­му Мла­ден­цу, она тот­час ис­це­ли­лась и ста­ла так же здо­ро­ва, как бы­ла рань­ше. То­гда Са­ло­мия уве­ро­ва­ла, что Ма­терь есть Де­ва, а Мла­де­нец — Бог[24].

По­сле се­го непо­роч­ная Ро­ди­тель­ни­ца и необыч­ная Слу­жи­тель­ни­ца Сво­е­му но­во­рож­ден­но­му Мла­ден­цу, спе­ле­нав слад­чай­шее Ча­до Свое льня­ны­ми, бе­лы­ми, чи­сты­ми, тон­ки­ми пе­ле­на­ми, за­бла­говре­мен­но при­го­тов­лен­ны­ми для се­го и из На­за­ре­та при­не­сен­ны­ми, и, по­ло­жив Его в яс­лях, на­хо­див­ших­ся в той же пе­ще­ре, по­кло­ни­лась Ему, как Бо­гу и Со­зда­те­лю Сво­е­му, о чем вспо­ми­на­ет бла­жен­ный Иосиф, тво­рец ка­но­нов[25], ко­гда об­ра­ща­ет­ся к Пре­чи­стой Де­ве с та­ки­ми сло­ва­ми: «Во­пло­щен­но­го От­ро­ко­ви­це, и об­ло­жен­на­го че­ло­ве­че­ским по­до­би­ем, дер­жа­щи ру­ка­ми и по­кла­ня­ю­щи­ся и ло­бы­за­ю­щи ма­тер­ски: ча­до, гла­го­ла­ла еси, слад­чай­шее, та­ко тя си­це дер­жу, дро­жа­ще­го ру­кою всю тварь»[26]. До­сто­вер­но, что Бо­го­от­ро­ко­ви­ца по­кло­ни­лась до зем­ли Рож­ден­но­му от Нее, ле­жа­ще­му в яс­лях, и их с удив­ле­ни­ем окру­жа­ли неви­ди­мо ан­гель­ские чи­ны. А к яс­лям бы­ли при­вя­за­ны вол и осел, дабы ис­пол­ни­лось Пи­са­ние: вол зна­ет вла­де­те­ля сво­е­го, и осел яс­ли гос­по­ди­на сво­е­го (Ис.1:3). А эти вол и осел при­ве­де­ны бы­ли Иоси­фом из На­за­ре­та. Осел при­ве­ден был ра­ди бе­ре­мен­ной Де­вы, чтобы вез­ти Ее на се­бе во вре­мя пу­ти, а во­ла при­вел Иосиф для то­го, чтобы про­дать его и от­дать долж­ную дань, взи­мав­шу­ю­ся по по­ве­ле­нию ке­са­ря, а так­же и для се­бя ку­пить все нуж­ное. Оба эти бес­сло­вес­ные жи­вот­ные, стоя у яс­лей, сво­им ды­ха­ни­ем со­гре­ва­ли Мла­ден­ца, по слу­чаю то­гдаш­не­го зим­не­го вре­ме­ни, и та­ким об­ра­зом слу­жи­ли сво­е­му Вла­ды­ке и Твор­цу[27]. Иосиф же по­кло­нил­ся и Ро­див­ше­му­ся, и Ро­див­шей, ибо то­гда по­знал он, что Рож­ден­ное от Нее — от Ду­ха Свя­то­го, как о сем го­во­рит и свя­той Афа­на­сий: «Во­ис­ти­ну не знал Ее Иосиф, по­ка не ро­ди­ла Она Сы­на Сво­е­го пер­вен­ца, до тех пор, по­ка Де­ва но­си­ла За­ча­тое от Нее, не знал Ее Иосиф, не ве­дал он, что в Ней, не ве­дал он, что в Ней со­вер­ша­ет­ся. Ко­гда же ро­ди­ла Она, то­гда по­знал он; то­гда по­знал Иосиф о Де­ве, ка­кая бы­ла Ее си­ла, и кем Она спо­до­би­лась стать. То­гда по­знал он, уви­дев Де­ву, сос­ца­ми пи­та­ю­щую и в то же вре­мя хра­ня­щую нетлен­ный цвет дев­ства. То­гда по­знал он, ко­гда Де­ва ро­ди­ла, но не ис­пы­та­ла то­го, что свой­ствен­но ро­диль­ни­цам. То­гда по­знал он, что ка­мень несе­ко­мый да­вал со­сец ду­хов­но­му Кам­ню[28]. То­гда по­знал Иосиф, что о Ней пи­сал Ис­а­ия: «Се, Де­ва во чре­ве при­мет». Эти сло­ва свя­то­го Афа­на­сия удо­сто­ве­ря­ют, что в то вре­мя по­знал Иосиф си­лу та­ин­ства и, по­знав, по­кло­нил­ся со стра­хом и ра­до­стью, бла­го­да­ря во­пло­щен­но­го Бо­га, спо­до­бив­ше­го его быть са­мо­вид­цем и слу­жи­те­лем сей тай­ны. — От­но­си­тель­но же вре­ме­ни рож­де­ства Хри­сто­ва мно­гие до­сто­вер­ные пи­са­те­ли го­во­рят, что это бы­ла пол­ночь, сле­до­вав­шая по суб­бо­те и пред­ше­ство­вав­шая дню недель­но­му, и это из­ве­стие со­гла­су­ет­ся с VI Все­лен­ским со­бо­ром[29], ко­то­рый так объ­яс­ня­ет празд­но­ва­ние дня недель­но­го (вос­крес­но­го): «ибо в тот день Бог со­тво­рил свет, в тот же день Гос­подь бла­го­во­лил ро­дить­ся; в тот же день при­нял Он кре­ще­ние во Иор­дане от Иоан­на, в тот же день Сам пре­ми­ло­сти­вый Ис­ку­пи­тель ро­да че­ло­ве­че­ско­го, на­ше­го ра­ди спа­се­ния, из мерт­вых вос­крес, в тот же день Он из­ли­ял Свя­то­го Ду­ха на уче­ни­ков Сво­их». Ибо как, по до­сто­вер­но­му же из­ве­стию, Он за­чат был в де­ви­че­ской утро­бе во вре­мя бла­го­ве­ще­ния в пят­ни­цу и в пят­ни­цу же по­стра­дал, так в день недель­ный Он ро­дил­ся и в день недель­ный же вос­крес. И при­лич­но бы­ло Хри­сту ро­дить­ся в день недель­ный, в ко­то­рый Бог ска­зал: «да бу­дет свет» (Быт.1:3); и в ко­то­рый «был свет» (Быт.1:3) в тот же день по­до­ба­ло, чтобы и Сам Он, Свет прис­но­сущ­ный, вос­си­ял ми­ру. А то что Хри­стос имел ро­дить­ся но­чью и в из­вест­ный ее час, об этом про­ро­че­ски пред­ре­че­но в кни­ге Пре­муд­ро­сти Со­ло­мо­но­вой, где го­во­рит­ся так: «Ибо, ко­гда все окру­жа­ло ти­хое без­мол­вие, и ночь в сво­ем те­че­нии до­стиг­ла се­ре­ди­ны, со­шло с небес от цар­ствен­ных пре­сто­лов на сре­ди­ну по­ги­бель­ной зем­ли все­мо­гу­щее сло­во Твое, как гроз­ный во­ин» (Прем.18:14-15)[30]. Со­вер­ши­лись и ве­ли­кие чу­де­са во все­лен­ной во вре­мя Рож­де­ства Хри­сто­ва. Так, в тот са­мый час, в ко­то­рый Гос­подь наш сшел через де­ви­че­ские вра­та, за­пе­чат­лен­ные чи­сто­тою, вне­зап­но в той пе­ще­ре ис­тек из кам­ня ис­точ­ник во­ды, а в Ри­ме вы­шел из зем­ли ис­точ­ник елея и по­тек в ре­ку Тибр. Храм идоль­ский, име­ну­е­мый веч­ным, раз­ру­шил­ся; идо­лы со­кру­ши­лись, и на небе яви­лось там же три солн­ца. А в Ис­па­нии в ту же ночь яви­лось об­ла­ко свет­лее солн­ца, в Иудей­ской стране ви­но­град­ни­ки эн­гаддские рас­цве­ли, несмот­ря на зим­нее вре­мя[31]. Осо­бен­но же чу­дес­но бы­ло то, что опи­са­но в Еван­ге­лии, ко­гда ан­ге­лы со­шли с небес с пес­но­пе­ни­ем и яс­но пред­ста­ли пе­ред людь­ми. Слу­чи­лось это так. Про­тив той пе­ще­ры, в ко­то­рой ро­дил­ся Хри­стос, по сви­де­тель­ству бла­жен­но­го Иеро­ни­ма, на­хо­ди­лась очень вы­со­кая баш­ня, на­зы­ва­е­мая Адер, в ко­то­рой жи­ли пас­ты­ри стад. Там в ту ночь трое из них слу­чай­но бодр­ство­ва­ли и сте­рег­ли свое ста­до, и вот вер­хов­ный сре­ди сил небес­ных ан­гел (ко­то­рым, по мне­нию свя­то­го Ки­при­а­на, был свя­той бла­го­вест­ник Гав­ри­ил) явил­ся им в ве­ли­ком си­я­нии, бли­стая небес­ною сла­вою, ко­то­рою он и их оси­я­вал; уви­дев его, они очень ис­пу­га­лись. Но явив­ший­ся ан­гел, по­велев им оста­вить страх и не бо­ять­ся, бла­го­ве­стил им о ра­до­сти, на­сту­пив­шей для все­го ми­ра через рож­де­ство Спа­си­те­ля. При этом он ука­зал им и при­знак ис­тин­но­сти сво­е­го бла­го­ве­стия: «об­ря­ще­те», ска­зал он, «мла­ден­ца в пе­ле­нах, ле­жа­ще­го в яс­лях. В то вре­мя, как ан­гел го­во­рил им это, вне­зап­но услы­ша­лось на воз­ду­хе пе­ние мно­же­ства небес­ных во­инств, про­слав­ляв­ших Бо­га и вос­пе­вав­ших: «Сла­ва в выш­них Бо­гу, на зем­ле мир, в че­ло­ве­ках бла­го­во­ле­ние» (Лк.2:12-14); по­сле это­го ан­гель­ско­го яв­ле­ния и пе­ния сил небес­ных, пас­ты­ри, по­со­ве­то­вав­шись друг с дру­гом, по­шли по­спеш­но в Виф­ле­ем, чтобы по­смот­реть, ис­тин­ны ли сло­ва ан­ге­ла, и они по­шли и уви­де­ли Пре­чи­стую Де­ву Ма­рию Бо­го­ро­ди­цу и свя­то­го Иоси­фа, Ее об­руч­ни­ка, а так­же Мла­ден­ца спе­ле­на­то­го, ле­жа­ще­го в яс­лях. И уве­ро­вав несо­мнен­но, что это есть Хри­стос Гос­подь, ожи­да­е­мый Мес­сия, при­шед­ший спа­сти род че­ло­ве­че­ский, они по­кло­ни­лись Ему и рас­ска­за­ли все, что ви­де­ли и слы­ша­ли, и что ска­за­но бы­ло им от ан­ге­ла о Сем Мла­ден­це. И все слы­шав­шие (Иосиф, Са­ло­мия и те, ко­то­рые в то вре­мя при­шли ту­да) ди­ви­лись сло­вам пас­ты­рей, в осо­бен­но­сти же Пре­чи­стая Де­ва Ма­терь, без­бо­лез­нен­но ро­див­шая, со­блю­да­ла все эти сло­ва, сла­гая их в серд­це Сво­ем. И пас­ты­ри во­ро­ти­лись, сла­вя и хва­ля Бо­га. Так со­вер­ши­лось Рож­де­ство Иису­са Хри­ста, Гос­по­да на­ше­го, Ко­то­ро­му и от нас греш­ных да бу­дет честь и сла­ва, по­кло­не­ние, бла­го­да­ре­ние, со без­на­чаль­ным Его От­цом и со Прис­но­сущ­ным Ду­хом, ныне и прис­но, и во­ве­ки ве­ков. Аминь.
При­ме­ча­ния

[1] Св. Гри­го­рий Нис­ский, брат св. Ва­си­лия Ве­ли­ко­го, епи­скоп го­ро­да Нис­сы в Кап­па­до­кии, один из зна­ме­ни­тей­ших от­цов церк­ви IV в., из­вест­ный сво­ею рев­ност­ною борь­бою с ари­ан­ством и мно­ги­ми со­чи­не­ни­я­ми — бо­го­слов­ски­ми, фило­соф­ски­ми и про­по­вед­ни­че­ски­ми, из ко­то­рых са­мые за­ме­ча­тель­ные сле­ду­ю­щие: Ве­ли­кое Огла­си­тель­ное сло­во, в ко­то­ром св. отец пред­став­ля­ет об­ра­зец то­го, как убеж­дать иуде­ев и языч­ни­ков в ис­тине хри­сти­ан­ства; раз­го­вор о ду­ше и вос­кре­се­нии меж­ду св. Гри­го­ри­ем и его сест­рою преп. Мак­ри­ною, по смер­ти их бра­та, св. Ва­си­лия Ве­ли­ко­го; за­тем мно­го тво­ре­ний про­тив раз­ных ере­ти­ков и нема­ло бе­сед на Св. Пи­са­ние и про­по­ве­дей. Св. Гри­го­рий скон­чал­ся в 394 г. Па­мять его со­вер­ша­ет­ся цер­ко­вью 10 ян­ва­ря.

[2] Св. Епи­фа­ний, епи­скоп Кипр­ский (или, вер­нее, го­ро­да Са­ла­ми­на на о. Кипр), ро­дом иудей, по­лу­чив­ший св. кре­ще­ние на 16 го­ду жиз­ни. Первую по­ло­ви­ну сво­е­го слу­же­ния церк­ви про­вел он в Скит­ской пу­стыне, в стро­гих по­дви­гах, за­тем ос­но­вал в Па­ле­стине ино­че­скую оби­тель, где око­ло 30 лет был на­сто­я­те­лем. Уже в ста­ро­сти воз­ве­ден он был на Са­ла­мин­скую епи­скоп­скую ка­фед­ру, бу­дучи епи­ско­пом скон­чал­ся в 408 го­ду. Глав­ное его со­чи­не­ние «О ере­сях» или соб­ствен­но, «ле­кар­ствен­ный ящи­чек про­тив вось­ми­де­ся­ти ере­сей», в ко­то­ром он со­об­ща­ет све­де­ния о раз­ных ере­сях древ­них и но­вых, ему совре­мен­ных Па­мять его 12 мая.

[3] Св. Афа­на­сий Ве­ли­кий, ар­хи­епи­скоп Алек­сан­дрий­ский, зна­ме­ни­тый по­бор­ник пра­во­сла­вия про­тив ари­ан­ской ере­си, доб­лест­ный ис­по­вед­ник и стра­да­лец за ис­ти­ну, ко­то­рый пре­тер­пел в те­че­ние сво­е­го дол­го­го управ­ле­нии Алек­сан­дрий­скою цер­ко­вью пять из­гна­ний и, на­ко­нец, по­сле мно­гих тру­дов и го­не­ний, пре­ста­вил­ся в 373 г. Он мно­го пи­сал в за­щи­ту пра­во­слав­но­го уче­ния о Сыне Бо­жи­ем. Из­вест­ней­шие его со­чи­не­ния сле­ду­ю­щие: «Про­тив Ел­ли­нов» (Kata ‘Ellinon), в ко­то­ром он опро­вер­га­ет язы­че­ство, за­тем мно­гие тво­ре­ния, на­прав­лен­ные к опро­вер­же­нию уче­ния Ария и к за­щи­те пра­во­слав­но­го уче­ния о еди­но­су­щии Сы­на Бо­жия с Бо­гом От­цом. Так­же неко­то­рые ис­тол­ко­ва­тель­ные со­чи­не­ния, на­при­мер тол­ко­ва­ние на Псал­мы и неко­то­рые дру­гие тво­ре­ния. Па­мять св. Афа­на­сия цер­ковь со­вер­ша­ет 2 мая и 18 ян­ва­ря.

[4] Из­вест­но, что у иуде­ев, до яв­ле­ния Мес­сии, дев­ство бы­ло ско­рее в по­но­ше­нии, и толь­ко су­пру­же­ство по­чи­та­лось вполне бла­го­сло­вен­ным со­сто­я­ни­ем.

[5] Св. Ва­си­лий Ве­ли­кий, ар­хи­епи­скоп Ке­са­рии Кап­па­до­кий­ской, один из ве­ли­чай­ших свя­ти­те­лей IV в., удо­сто­ив­ший­ся, вме­сте со свя­тым Гри­го­ри­ем Бо­го­сло­вом и свя­тым Иоан­ном Зла­то­устом, на­име­но­ва­ния «все­лен­ско­го учи­те­ля». По­лу­чив ис­тин­но­хри­сти­ан­ское вос­пи­та­ние в сре­де сво­ей бла­го­че­сти­вой се­мьи и по­том все­сто­рон­нее на­уч­ное об­ра­зо­ва­ние в ке­са­рии па­ле­стин­ской и афин­ской шко­лах, он на­чал свое слу­же­ние церк­ви в са­мое труд­ное для нее вре­мя, ко­гда ари­ан­ские спо­ры силь­но вол­но­ва­ли и раз­ди­ра­ли ее. По­сле дол­го­го пре­бы­ва­ния в пон­тий­ской пу­стыне, где он про­во­дил са­мую стро­гую по­движ­ни­че­скую жизнь, при­нял он пре­сви­тер­ский сан в 364 г., а в 370 г. за­нял ме­сто Ке­са­рий­ско­го ар­хи­епи­ско­па. В этом сане он твер­до за­щи­щал пра­во­сла­вие про­тив ари­ан­ства и, несмот­ря на уси­лен­ные ста­ра­ния то­гдаш­не­го им­пе­ра­то­ра Ва­лен­та, яро­го при­вер­жен­ца Ари­е­вой ере­си, при­влечь его на свою сто­ро­ну, неуклон­но сто­ял на стра­же пра­во­слав­ной ве­ры. Из его мно­го­чис­лен­ных тво­ре­ний осо­бен­но из­вест­ны: Бе­се­ды на ше­стод­нев, бе­се­ды на прор. Ис­а­ию, бе­се­ды на псал­мы, мно­гие со­чи­не­ния про­тив ари­ан, пра­ви­ла мо­на­ше­ские, ли­тур­гия, мно­го слов, пи­сем и мо­литв и др. Скон­чал­ся св. Ва­си­лий в 379 г. Па­мять его празд­ну­ет­ся 1 и 30 ян­ва­ря.

[6] Св. Иоанн Да­мас­кин, сна­ча­ла пра­ви­тель г. Да­мас­ка, а по­том инок зна­ме­ни­той Иеру­са­лим­ской лав­ры св. Сав­вы Освя­щен­но­го, зна­ме­ни­тый за­щит­ник пра­во­сла­вия про­тив ико­но­бор­че­ской ере­си, ав­тор точ­но­го из­ло­же­ния Пра­во­слав­ной ве­ры (пер­вой Дог­ма­ти­ки), так­же мно­гих цер­ков­ных пес­но­пе­ний. Скон­чал­ся в кон­це VIII в. Па­мять его празд­ну­ет­ся 4 де­каб­ря.

[7] Св. Со­фро­ний, пат­ри­арх Иру­са­лим­ский, сна­ча­ла про­стой мо­нах. Он был твер­дым за­щит­ни­ком пра­во­слав­ной ве­ры про­тив ере­си мо­но­фе­ли­тов, учив­ших, что во Хри­сте толь­ко од­на во­ля. В его пат­ри­ар­ше­ство ара­бы (са­ра­ци­ны) за­вла­де­ли Иеру­са­ли­мом в 637 г., а в 641 г. свя­ти­тель пре­ста­вил­ся. Из тво­ре­ний его осо­бен­но из­вест­ны: Со­бор­ное его по­сла­ние про­тив мо­но­фе­ли­тов, мно­го слов на раз­ные празд­ни­ки, объ­яс­не­ния на ли­тур­гию, ка­но­ны (три­песн­цы) на дни Вел. По­ста и Цвет­ной Три­о­ди (до Воз­не­се­ния), сти­хи­ры для ча­сов пред­празд­не­ства Рож­де­ства Хри­сто­ва и др. Па­мять его со­вер­ша­ет­ся 11 мар­та.

[8] Из служ­бы пред­празд­не­ства Рож­де­ства Хри­сто­ва, тро­парь на пер­вом цар­ском ча­се.

[9] Бла­жен­ный Фе­о­фи­лакт, ар­хи­епи­ско­п Ахри­ды в Бол­га­рии, из­вест­ный сво­им тол­ко­ва­ни­ем на Чет­ве­ро­е­ван­ге­лие, в ко­то­ром он сле­ду­ет во мно­гом ее Иоан­ну Зла­то­усту. Скон­чал­ся око­ло 1085 г.

[10] Бла­жен­ный Иеро­ним, зна­ме­ни­тый Виф­ле­ем­ский по­движ­ник кон­ца IV и пер­вой чет­вер­ти V в, из­вест­ный сво­и­ми уче­ны­ми за­ня­ти­я­ми Св. Пи­са­ни­ем, так­же мно­го­чис­лен­ны­ми пись­ма­ми и тол­ко­ва­ни­я­ми на раз­ные кни­ги Св. Пи­са­ния. Скон­чал­ся в 420 г.

[11] Сей пса­лом есть один из про­ро­че­ских или мес­си­ан­ских псал­мов, так как в нем го­во­рит­ся о тор­же­стве Мес­сии-Хри­ста над Сво­и­ми вра­га­ми и о про­слав­ле­нии Его свя­то­го че­ло­ве­че­ства.

[12] Ере­ти­ки, от­ри­цав­шие прис­но­дев­ство Пре­свя­той Де­вы Бо­го­ро­ди­цы, бы­ли сле­ду­ю­щие во-пер­вых, так на­зы­ва­е­мые ан­ти­ди­но­ма­ри­а­ни­ты в Ара­вии, в IV в, про­тив ко­то­рых пи­сал св. Епи­фа­ний Кипр­ский, за­тем, в кон­цов IV в., Гель­ви­дий, мо­нах Иови­ни­ан и епи­скоп Сар­дий­ский Бо­ноз. Про­тив Гель­ви­дия и Иови­ни­а­на пи­сал блаж. Иеро­ним.

[13] Этот рас­сказ со­дер­жит­ся в апо­кри­фи­че­ском Еван­ге­лии Иа­ко­ва (т. н. «Пер­во­е­ван­ге­лии Иа­ко­ва»), в гла­вах 15 и 16. Он же по­вто­ря­ет­ся и во мно­гих др. апо­кри­фи­че­ских со­чи­не­ни­ях, на­при­мер в «Ис­то­рии рож­де­ния Ма­рии и дет­ства Спа­си­те­ля», хо­тя с неко­то­ры­ми ва­ри­ан­та­ми.

[14] Здесь ра­зу­ме­ет­ся из­вест­ный об­ряд, ко­то­рый, по за­ко­ну Мо­и­се­е­ву (Чис.5), со­вер­шал­ся в слу­чае по­до­зре­ния су­пру­гом сво­ей же­ны в пре­лю­бо­де­я­нии По­до­зре­ва­е­мое ли­цо при­во­ди­лось к свя­щен­ни­ку, ко­то­рый, по­сле жерт­во­при­но­ше­ния, брал свя­щен­ной во­ды в гли­ня­ный со­суд, по­ло­жив в нее пыль с по­лу ски­нии или хра­ма (ко­гда он за­ме­нил ски­нию), об­на­жал го­ло­ву же­ны и за­тем, по­ло­жив в ее ру­ки хлеб­ное при­но­ше­ние, и, сам в сво­ей ру­ке дер­жа во­ду, про­из­но­сил на нее тор­же­ствен­ное за­кли­на­ние та­ко­го ро­да, что в слу­чае ее невин­но­сти эта во­да не бу­дет для нее на­ка­за­ни­ем, но в слу­чае ви­нов­но­сти бу­дет та­ким для нее про­кля­ти­ем, от ко­то­ро­го ее бед­ра ис­сох­нут и чре­во ее вспухнет. По­сле неко­то­рых дру­гих об­ря­дов, свя­щен­ник да­вал жене пить эту во­ду. За­ме­ча­тель­но, что по ска­за­нию апо­кри­фи­че­ско­го Еван­ге­лия, пер­во­свя­щен­ник сам (а не свя­щен­ник) со­вер­шил этот об­ряд, при­том не толь­ко над Де­вой Ма­ри­ей, но и над Иоси­фом.

[15] Ав­густ, пер­вый рим­ский им­пе­ра­тор (15 г. до Р. Х. — 14 г. по Р. Х.) Пол­ное его имя бы­ло: Ка­ий-Юлий-Це­зарь-Ок­та­виан-Ав­густ. Он был сын Ок­та­вия и Ак­ции, до­че­ри Юлия, сест­ры Юлия-Це­за­ря. Бит­ва при Ак­ци­у­ме. в ко­то­рой он по­бе­дил Мар­ка-Ан­то­ния, сде­ла­ла его еди­но­власт­ным пра­ви­те­лем об­шир­ней­шей Рим­ской им­пе­рии. В его цар­ство­ва­ние про­из­ве­де­на бы­ла по всей им­пе­рии та пе­ре­пись, о ко­то­рой го­во­рит­ся в Еван­гель­ской ис­то­рии (Лк.2:1), и ко­то­рая по­бу­ди­ла св. Иоси­фа и Пре­свя­тую Де­ву Ма­рию ид­ти в Виф­ле­ем.

[16] Пре­да­ние, что Рож­де­ство Хри­сто­во про­изо­шло имен­но 25 де­каб­ря, весь­ма древ­нее. Еще в Апо­столь­ских По­ста­нов­ле­ни­ях (Кн. V, гл. 12) го­во­рит­ся: «Хра­ни­те, бра­тия, дни празд­нич­ные, и во-пер­вых день Рож­де­ства Хри­сто­ва, ко­то­рое да празд­ну­ет­ся ва­ми, в 25 день де­ся­то­го ме­ся­ца (decembri)». И Кли­мент Алек­сан­дрий­ский во II в. ука­зы­ва­ет на 25 де­каб­ря, как на день Рож­де­ства Хри­сто­ва. Впро­чем, в пер­вые три ве­ка, ко­гда го­не­ния стес­ня­ли сво­бо­ду хри­сти­ан­ско­го Бо­го­слу­же­ния, в неко­то­рых ме­стах во­сто­ка празд­ник Рож­де­ства Хри­сто­ва со­еди­нял­ся с празд­ни­ком Бо­го­яв­ле­ния, в ян­ва­ре. Эта прак­ти­ка про­дол­жа­ет­ся у ар­мян и до­се­ле.

[17] Сти­хи­ра 2-я Бла­го­ве­ще­ния Пре­св. Бо­го­ро­ди­цы, на «Гос­по­ди воз­звах».

[18] Сти­хи­ра на сти­ховне, глас 2-й.

[19] Св. Иоанн Зла­то­уст, ар­хи­епи­скоп Кон­стан­ти­но­поль­ский, зна­ме­ни­тый отец церк­ви кон­ца IV и на­ча­ла V в., про­сла­вив­ший­ся осо­бен­но сво­и­ми мно­го­чис­лен­ны­ми про­по­вед­ни­че­ски­ми тру­да­ми. За свое необык­но­вен­ное крас­но­ре­чие он и по­лу­чил имя Зла­то­уста. Сна­ча­ла (и боль­шую часть сво­ей жиз­ни) про­вел он в сане пре­сви­те­ра в Ан­тио­хии, а в са­мом кон­це IV в., за­нял ка­фед­ру Кон­стан­ти­но­поль­ско­го ар­хи­епи­ско­па. За этот по­след­ний пе­ри­од сво­ей жиз­ни он пре­тер­пел мно­го го­не­ний со сто­ро­ны им­пе­ра­три­цы Ев­док­сии, су­пру­ги им­пер. Ар­ка­дия, и кон­чил жизнь в ссыл­ке, в Ар­ме­нии (в 407 г.). Па­мять его празд­ну­ет­ся 13 но­яб­ря и 30 ян­ва­ря. Ему при­над­ле­жит ли­тур­гия, со­вер­ша­ю­ща­я­ся в Пра­во­слав­ной церк­ви боль­шую часть го­да.

[20] Дог­ма­тик 2-го гла­са.

[21] Дог­ма­тик 5-го гла­са.

[22] Св. Ки­при­ан, епи­скоп Кар­фа­ген­ский, до сво­е­го об­ра­ще­ния ко Хри­сту учи­тель крас­но­ре­чия. Его об­ра­тил в хри­сти­ан­ство пре­сви­тер Це­ци­лий. С 248 г. св. Ки­при­ан за­нял епи­скоп­скую Кар­фа­ген­скую ка­фед­ру, пе­ре­жил силь­ное го­не­ние Де­кия, а в го­не­ние Ва­ле­ри­а­на по­стра­дал му­че­ни­че­ски за Хри­ста в 258 г. От него оста­лось мно­го со­чи­не­ний, ка­са­ю­щих­ся цер­ков­но­го управ­ле­ния и раз­ных совре­мен­ных ему цер­ков­ных во­про­сов. Есть сре­ди его тво­ре­ний и мно­го пи­сем и от­дель­ных трак­та­тов, в ко­то­рых он объ­яс­ня­ет и неко­то­рые ме­ста Св. Пи­са­ния. Па­мять его 31 ав­гу­ста.

[23] Св. Зи­нон, епи­скоп Ве­рон­ский, ис­по­вед­ник и чу­до­тво­рец, скон­чал­ся в 380 г. Па­мять его со­вер­ша­ет­ся 12 ап­ре­ля. По­сле него оста­лось 16 про­стран­ных и 7 крат­ких на­став­ле­ний, за­клю­ча­ю­щих в се­бе пас­тыр­ские на­став­ле­ния о всех глав­ных пред­ме­тах нуж­ных для хри­сти­а­ни­на, с при­ме­не­ни­ем к нуж­дам то­гдаш­не­го вре­ме­ни.

[24] Это ска­за­ние взя­то из «Пер­во­е­ван­ге­лия Иа­ко­ва».

[25] Преп. Иосиф Пес­но­пи­сец, тво­рец ка­но­нов, ро­дом из Си­ци­лии, а за­тем по­движ­ник од­ной Со­лун­ской оби­те­ли. Во вре­мя ико­но­бор­че­ско­го го­не­ния при им­пер. Льве Ар­мя­нине, мно­го по­стра­дал за пра­во­сла­вие. При дру­гом ико­но­бор­че­ском им­пе­ра­то­ре Фе­о­фи­ле со­слан был в Хер­со­нес, от­ку­да воз­вра­щен был им­пе­ра­три­цею Фе­о­до­рою. Скон­чал­ся в 883 го­ду. Па­мять его празд­ну­ет­ся 4 ап­ре­ля. Он на­пи­сал мно­го пес­но­пе­ний, осо­бен­но мно­го ка­но­нов (око­ло 48).

[26] Служ­ба пред­празд­не­ства Рож­де­ства Хри­сто­ва 23 де­каб­ря, три­пес­нец на ве­чер­ни, песнь 9-я.

[27] Это ска­за­ние так­же из­вле­че­но из апо­кри­фи­че­ских Еван­ге­лий. На­при­мер, его мож­но най­ти в «Ис­то­рии дет­ства Спа­си­те­ля».

[28] В этих сло­вах, оче­вид­но, име­ют­ся в ви­ду два ме­ста Св. Пи­са­ния: Дан.2:34 (где св. про­рок Да­ни­ил объ­яс­ня­ет ца­рю На­ву­хо­до­но­со­ру его сон об ис­ту­кане, и где в несе­ко­мой го­ре, от ко­то­рой ото­рвал­ся ка­мень без рук про­об­ра­зо­ва­на бы­ла Пре­св. Де­ва и сверхъ­есте­ствен­ное рож­де­ние от Нее Хри­ста), а так­же 1Кор.10:4, (где Ап. Па­вел на­зы­ва­ет Хри­ста ду­хов­ным Кам­нем.

[29] VI Все­лен­ский со­бор, со­зван был в 680 г., в цар­ство­ва­ние им­пе­ра­то­ра Кон­стан­ти­на По­го­на­та, про­тив ере­си мо­но­фе­ли­тов, учив­ших об од­ной во­ле в во­пло­щен­ном Хри­сте Спа­си­те­ле, и осу­див­ший эту ересь. Со­бор про­ис­хо­дил в Кон­стан­ти­но­по­ле.

[30] Это ме­сто из кни­ги Пре­муд­ро­сти Со­ло­мо­но­вой (Прем.18:14-15) име­ет в ви­ду, соб­ствен­но, ту ночь, ко­гда все­мо­гу­щим дей­стви­ем Бо­жи­им по­ра­же­ны бы­ли пер­вен­цы еги­пет­ские, а пер­вен­цы ев­рей­ские бы­ли по­ща­же­ны ан­ге­лом— ис­тре­би­те­лем. Свя­ти­тель Ди­мит­рий при­во­дит это ме­сто, как про­ро­че­ство о бла­го­дат­ной но­чи Рож­де­ства Хри­сто­ва, — ве­ро­ят­но, на том ос­но­ва­нии, что, по­доб­но то­му, как та ночь (еги­пет­ская) бы­ла спа­си­тель­на для на­ро­да Бо­жия, так эта ночь (виф­ле­ем­ская) при­нес­ла спа­се­ние всем лю­дям.

[31] Ве­ро­ят­но, эти ска­за­ния за­им­ство­ва­ны бы­ли св. Ди­мит­ри­ем Ро­стов­ским из неко­то­рых за­пад­ных ска­за­ний о Рож­де­стве Хри­сто­вом, из ко­то­рых неко­то­рые пе­ре­шли и в на­ши древ­не­рус­ские ру­ко­пис­ные и пе­чат­ные сбор­ни­ки.