М.Г. Мальцев. Сказание о чудотворной иконе Воронинской Божией Матери и Успенской Ворониной пустыни.

 

Череповецкий край издавна славился своими православными святынями, среди которых особое место занимала и продолжает занимать чудотворная Воронинская икона Божией Матери, явившаяся всего в 12 км от Череповца в районе нынешней деревни Воронино. Бывший церковный и монастырский погост, образованный на месте обретения упомянутого образа, находится в непосредственной близости от крупной трассы федерального значения Череповец-Рыбинск. Но многочисленные водители и пассажиры, регулярно проезжающие там, вряд ли догадываются о существовании древней святыни.

Важно отметить, что Воронинский образ входит в список чудотворных икон, почитаемых всей Русской Православной Церковью. Упоминание о нем содержится практически в любом православном календаре под 10 августа (по новому стилю) – днем памяти иконы. Но в Череповце он продолжает оставаться забытым и почти никому не известным.

Поэтому мы считаем своим долгом напомнить удивительную и крайне необычную историю Воронинского образа и основанного на месте его обретения монастыря.

***

15 июня 1518 года пономарь церкви Михаила Архангела села Ильинского именем Иоанн пошел в Конечновский лес по своим делам и, возвращаясь, увидел огромную липу и на ней образ Пречистой Богородицы, «держащей на руках Предвечного Младенца Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа». Удивился Иоанн такому видению, горячо помолился Владычице и пошел домой. Но… сбился с дороги и после долгих блужданий снова оказался у того же дерева и увидел на нем образ Богородицы. Еще более удивился пономарь, так как никогда до этого не терялся в лесу, опять горячо помолился святой иконе и пошел в дом свой. Но и на этот раз не суждено ему было увидеть родное селение. После долгих скитаний снова оказался он у огромной липы и увидел на ней чудный образ Владычицы. Тогда понял Иоанн, что все происшедшее с ним было не случайно, что сама Божия Матерь дала знак ему, прося взять Ее икону и поместить в храме.

Пономарь, с горячей молитвой воззрев на образ, со страхом и трепетом снял его с дерева и отнес в село Ильинское, поставил в церкви Михаила Архангела, поведав о своих приключениях местному священнику о. Андрею. Настоятель ответил ему: «Не удивляйся, брат Иоанн, место обретения иконы находится близ большой дороги. Может, кто заночевал там и забыл взять с собой образ Владычицы, а может и специально оставил его».

Происходило все описанное накануне воскресенья. На следующий день пришел иерей в церковь, думая показать людям, собравшимся на богослужение, найденную икону, и не увидел ее на месте. Тогда решил он про себя, что пономарь втайне унес ее из храма. Вскоре пришел пономарь и, обнаружив пропажу, стал думать на батюшку: «Воистину позавидовал он мне, увидел чудную икону, унес ее из церкви домой, чтобы одному перед ней молиться». И возникло между ними большое недоумение. Спустя некоторое время, призвал отец Андрей пономаря и стал допрашивать его:

— Зачем ты, брат Иоанн, икону унес из церкви и мне ничего не сказал? Пономарь возразил ему:

— Зачем неправду говоришь? Сам унес икону, а меня обвиняешь. Смутился батюшка от такого ответа и стал клятвенно заверять Иоанна, что не брал он иконы. Поклялся и Иоанн в том же. Тогда священник предложил пономарю:

— Пойдем на то место, где ты нашел икону, вдруг вновь обретем ее там.

Пришли они на Конечновский лес и с великой радостью увидели на дереве образ Богородицы, светящийся как луч солнечный, подивились они, так как не видали нигде подобной иконы. С плачем припали к ней, прося милости у Владычицы о согрешении неверия своего. И воздев руки к небу, благоговейно сняли икону с дерева и перенесли ее в свою церковь, поставили в алтаре и, отслужив перед ней молебен, улеглись спать.

Каково же было потрясение священника и пономаря, когда, придя утром в церковь, они не обнаружили в ней иконы. Страх и трепет объял их и поняли они, что это дело не человеческое, а Божие. Тогда созвал иерей прихожан и рассказал им о чуде, после чего верующие во главе со священником со свечами и лампадами пошли на место обретения иконы, взяв с собой слепую от рождения девицу именем Феодосию. И, о чудо! Придя на место, богомольцы увидели на дереве образ Владычицы, который весь светился неземным светом. Иерей, пономарь и все множество народа пали перед ним на колени и начали молиться со слезами:

— Владычице, Мати Христа Бога нашего, не прогневайся на ны, недостойныя, рабы Своя. И после этого стали по очереди прикладываться к иконе. Привели к ней и слепую девицу Феодосию, которая стала просить:

— О, Владычице мира, христианская Помощнице, Пресвятая Богородице, дай мне образ Твой видеть и облобызать многочудесное явление Твое!

Феодосия сотворила на себе крестное знамение и возвела очи свои на дерево, и внезапно увидела на нем икону Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии, как луч солнечный святящуюся. И с того момента полностью исцелилась от недуга своего.

Священник же и пономарь и множество народа, ставшие свидетелями происшедшего чуда, воздали горячую хвалу Богу и Его Пречистой Матери.

С того времени прославилась икона Пресвятой Богородицы многими чудесами, число которых, согласно сказанию, не поддавалось исчислению. Слепые прозревали, хромые ходили, одержимые нечистыми духами очищались. Славилась она и как помощница при зубных болях.

По совету иерея Андрея рядом с липой была устроена часовня, куда был благоговейно помещен явленный образ Владычицы. А спустя непродолжительное время здесь устроился монастырь – Успенская Воронина пустынь.

Согласно «Сказанию», пришли к часовне два инока, постриженика Борисоглебского монастыря города Переславля Залесского. Одного звали Марк, по прозванию Ворона (от него, кстати, и пошло наименование места – Воронино). А другого звали Александр. Иноки поставили тут малую келью, а спустя непродолжительное время выстроили деревянную церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы, что случилось во дни великого князя Василия Ивановича и по благословению митрополита Даниила в лето 7030 года от сотворения мира, то есть в 1522 году от Рождества Христова. После этого начала «братия множиться», а «обитель изобиловать».

Успенская Воронина пустынь в свое время была одним из наиболее крупных и известных монастырей Череповецкого края.

В 1688 году она была приписана к Череповецкому Воскресенскому монастырю, поступив с этого времени в разряд патриарших владений, став домовой вотчиной московских патриархов.

Слава пустыни была столь велика, что в 1764 году ее не упразднили, подобно абсолютному большинству других вологодских обителей, а оставили на своем содержании. На протяжении последующих 28 лет (1764 по 1792 годы) Воронина пустынь оставалась единственным действующим монастырем на территории обширного Череповецкого края, став, таким образом, последним хранителем его древних монашеских традиций.

К сожалению, воронинские монахи оказались не на высоте своего положения. В конце XVIII века епархиальным руководством рассматриваются многочисленные жалобы на недостойное поведение иноков, что говорит о достаточно низком их духовном уровне. То есть древняя обитель превращается в место, неподходящее для пребывания в ней такой великой святыни, как чудотворная Воронинская икона Божией Матери.

И она уходит из монастыря.

По удивительному совпадению, главным виновником утраты иконы становится опять же житель Ильинского прихода, к тому же тезоименитый человеку, обретшему ее.

По народному преданию, записанному в XIX веке, в селе Ильинском жил некий Иоанн в высшей степени грубый, безнравственный и бесчеловечный. Настолько жестокий, что не пожалел даже своего родного сына и утопил его в кадке с водой. В то время часто ездили скупщики старинных икон и вещей. Выбрав очень бурную ночь с грозой, Иоанн обокрал Воронинский монастырь, похитив явленную чудотворную икону Божией Матери, серебряные вещи, монастырскую казну, шелковые воздухи и пелены, и, чтобы скрыть преступление, устроил пожар монастыря, как будто от молнии. Во время пожара оказались уничтожены все постройки обители и почти вся церковная утварь. Удалось спасти только древнюю икону Успения Божией Матери, также почитаемую как чудотворную.

Восстанавливать монастырь посчитали нецелесообразным, и он был упразднен. На месте сгоревшей пустыни вскоре устроился православный приход. В 1794 году здесь была возведена деревянная Богоявленская церковь. А в 1804 году тщанием прихожан была устроена каменная Успенская церковь с приделами Николая Чудотворца и Рождества Иоанна Предтечи. В ней хранилась спасенная от пожара чтимая икона Успения Божией Матери и список с явленной Воронинской иконы Божией Матери. Развалины этого храма возвышаются на церковном погосте и поныне.

Следы же чудотворной Воронинской иконы затерялись. Череповецкие старожилы в XIX веке утверждали, что видели ее в Югской Дорофеевой пустыни. Проверить их утверждение не представляется возможным, так как Дорофеева пустынь ныне покоится на дне Рыбинского водохранилища и большая часть ее имущества оказалась утрачена.

Тем не менее, память о Воронинской иконе Божией Матери жива. Она до сих почитается Русской Православной Церковью как чудотворная, сохранилась старинная служба и древнее изображение.

Продолжает явно ощущаться и особая благодать на месте явления этой иконы, о чем рассказывают почти все посетители Воронинского погоста.

И, наконец, еще один удивительный факт. На Ворониной пустыни явным образом исполнились слова Спасителя: «Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода» (Ин. 12:24).

Как это ни покажется странным, Воронина пустынь (единственная на тот момент действующая обитель Череповецкого края), умирая, дала жизнь множеству монастырей.

Первым из них стала Филиппо-Ирапская пустынь, куда после пожара была переведена братия Ворониной пустыни во главе с настоятелем.

А спустя несколько десятилетий близ Воронинской церкви образовалась небольшая общинка девственниц, которым предстояло устроить знаменитый Леушинский монастырь. А Леушинский монастырь, как известно, дал жизнь огромному числу храмов и монастырей, в том числе Антоние-Черноезерской и Парфеновской обителям Череповецкого уезда. Леушинскими сестрами была возобновлена жемчужина Вологодчины – Ферапонтов монастырь. Ими же устроены Воронцовский монастырь на Псковщине и Сурский монастырь в Архангельской губернии (на родине св. прав. Иоанна Кронштадтского). Игумения Таисия способствовала устройству Иоанновского монастыря в Петербурге (где ныне покоятся мощи св. прав. Иоанна Кронштадтского).

Так что место явления Воронинской иконы Божией Матери действительно является ключевым в истории череповецкого, да и не только череповецкого монашества.

И оно, несомненно, не может долго пребывать в безвестности.

Сейчас мы являемся свидетелями возрождения православия на русской земле и повторного обретения многих древних святынь. И хочется верить, что в их числе обязательно окажется и явленный образ Воронинской Божией Матери. Лично я, каждый раз приезжая в Воронино, невольно вглядываюсь в кроны деревьев в тайной надежде увидеть среди них светящийся, как луч солнечный, чудный образ Пречистой Богородицы, держащей на руках Предвечного Младенца, Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.