Святитель Иоанн Златоуст о истинном посте.

«Честь поста составляет не воздержание от пищи, но удаление от грехов, так что, кто ограничивает поет только воздержанием от нищи, тот более всего бесчестит его… Пусть постятся не одни уста, но и зрение, и слух, и ноги, и руки, и все члены нашего тела… Пусть постится и слух; а пост слуха в том, чтобы не принимать злословия и клеветы».
«Ты постишься? Умилостивь того, кого ты обидел; не завидуй никогда брату, не питай ни к кому ненависти. Ты постишься? Не предавайся тщеславию.»
«Ты постишься? Напитай голодных, напой жаждущих, посети болящих, не забудь заключенных в темнице, пожалей измученных, утешь скорбящих и плачущих; будь милосерд, кроток, добр, тих, долготерпелив, жалостлив, незлопамятен, благоговеен, неспорлив, истинен, богочестив, чтобы Бог и пост твой принял, и плоды покаяния даровал тебе получить в изобилии».
«Ошибается, конечно, тот, кто полагает пост лишь в воздержании от пищи. Нет, мы должны поститься постом приятным, угодным для Господа. Истинный пост есть удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи и клятвопреступления: оскудение всего этою и составляет истинный пост».
«Постящемуся более всего нужно обуздывать гнев, приучаться к кротости и снисходительности, иметь сокрушенное сердце, изгонять нечистые пожелания представлением того неусыпающего огня и нелицеприятного суда, быть выше денежных расчетов, в милостыне показывать великую щедрость, изгонять из души всякую злобу на ближнего… С великим усердием должен творить молитвы и исповедания перед Богом и, сколько возможно, помогать себе милостынею».
«Каждую неделю, или даже и каждый день, будем осматривать себя и исторгать из своей души пороки, а сокровище добродетелей преумножать, уклонимся, как увещевает Пророк, от зла, и сотворим благо (ср.: Пс. 33, 15): это и есть истинный пост. Гневливый пусть исторгнет из души благочестивым размышлением обладающую (им) страсть и да возлюбит кротость и смирение. Беспечный и необузданный, с пристрастием взирающий на красоту телесную, обуздав свой помысл и напечатлев в недре души своей закон Христов, который говорит: иже воззрит на жену ко еже вожделети ее, уже любодействова с нею в сердцы своем (Мф. 5, 28), пусть убегает страсти невоздержания и упражняется в целомудрии. Невоздержный языком и без рассуждения говорящий обо всем, что ни случится, пусть подражает блаженному Пророку и говорит: положи, Господи, хранение устом моим, и дверь ограждения о устнах моих (Пс. 140, 3); пусть никогда не произносит слов без размышления и как случилось».
«Каждый пусть испытает себя, сделал ли он что доброго в прошедшее время <поста>… устроил ли что ко благу ближнего, исправил ли какие-либо из своих недостатков… и если совершил какие добрые дела, пусть заботится об их приращении, и никогда пусть не прекращает этой прекрасной заботы. Если же кто видит себя еще во власти (греховной) привычки и все в тех же грехах, таковой сделай насилие своей душе, потребуй отчета в такой беспечности… «.
«С постом всегда должна быть соединена молитва. И что это правда, послушай, как говорит Христос: сей же род не исходит, токмо молитвою и постом (Мф. 17, 21). И об апостолах также сказано: помолившися и постившеся, предаша их Господеви, в Негоже увероваша (ср.: Деян. 14, 23). И еще говорит Апостол: не лишайте себе друг друга, точию по согласию до времена, да пребываете в посте и молитве (1 Кор. 7, 5). Видишь, как пост нуждается в содействии молитвы?».
«Если слабо у тебя тело, чтобы поститься беспрестанно, то оно не слабо для молитвы и для пренебрежения удовольствиями чрева».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *