В Предпразднство Богоявления в Кафедральном соборе г.Череповца были совершены Царские часы.

17 января, в Предпразднство Богоявления, протоиерей Алексий Алин совершил в Кафедральном соборе преподобных Афанасия и Феодосия Череповецких Царские часы. Отцу Алексию сослужил диакон Роман Белов. Песнопения богослужения исполнил хор под управлением Александра Ципилева.

Три раза в год совершаются особенные чинопоследования Часов, которые в богослужебных книгах называются Великими, а в народе – Царскими. Составитель Великих (Царских) часов — святитель Кирилл Александрийский. Они состоят из иных псалмов, чем обычные часы.
Царские часы совершают в сочельники (накануне) праздников Рождества Христова (6 января) и Крещения Господня (18 января) и в Великую Пятницу (ради Страстей Господних). Название «Царские» часы получили в народе от древней византийской традиции: обычно на этих часах в кафедральном соборе присутствовал император со своим двором. В России, воспринявшей традиции церковных служб от Византии, благоверные государи следовали этому правилу.
Великие (Царские) часы – особо торжественны. Они совершаются священнослужителями при открытых Царских Вратах, на середине храма, перед Евангелием, положенным на аналое. Часы совершаются подряд, с первого по девятый. На каждом часе читается паримия (отрывок из Ветхого Завета, содержащий пророчество о воспоминаемом дне), текст из Апостола и Евангелия, поются особые тропари.
Обратимся к содержанию некоторых текстов богослужения и их связи с праздником Крещения Господня.
После Богородична 1-го часа «Что Тя наречем, о Благодатная» хор исполняет особые тропари праздника со стихами. Данные тропари указывают на разделение вод Иордана Елисеем милотию пророка Илии как на прообраз истинного Крещения Христа в Иордане, Которым естество водное освятилось и во время которого Иордан остановил свое естественное течение. Заключительный тропарь описывает трепетное чувство святого Иоанна Крестителя, когда к нему пришел креститься Господь.
Паремия 1-го часа содержит слова пророка Исаии о духовном обновлении верующих в Господа Иисуса Христа (Ис. 25). Апостол и Евангелие возвещают о Предтече и Крестителе Господнем, свидетельствовавшем о вечном и Божественном величии Христа (Деян. 13, 25-32; Мф. 3, 1-11).
В тропарях 3-го часа раскрываются переживания Иоанна Крестителя (трепет и страх при Крещении Господа) и явление в этом великом событии тайны Троичности Божества.
В паремии 3-го часа пророк Исаия предвозвещает духовное возрождение через крещение и призывает к принятию этого таинства: «Измыйтеся, и чисти будете» (Ис. 1, 16-20). Апостол повествует о различии крещения Иоаннова и крещения во Имя Господа Иисуса (Деян. 19, 1-8), а Евангелие — о Предтече, уготовлявшем путь Господу (Мк. 1, 1-3).
В тропарях 6-го часа содержится ответ Господа Крестителю на его недоумение по поводу Христова самоуничижения и указывается на исполнение пророчества Давида о том, что река Иордан останавливает свои воды при вхождении в нее Господа для Крещения.
В паремии 6-го часа говорится о том, как пророк Исаия созерцает благодать спасения в водах крещения и призывает верующих к усвоению ее: «Почерпите воду с веселием от источник опасения» (Ис. 12). Апостол внушает крестившимся во Христа Иисуса ходить в обновлении жизни (Рим. 6, 3-12). Евангелие благовествует о явлении Святой Троицы при Крещении Спасителя, о сорокадневном Его подвиге в пустыне и начале проповеди Евангелия (Мк. 1, 9-15).
На 9-м часе в паремии звучат слова пророка Исаии о неизреченном милосердии Божием к людям и благодатной для них помощи, явленной в Крещении (Ис. 49, 8-15). Апостол возвещает о явлении благодати Божией, «спасительной всем человеком», обильном излиянии на верующих Святого Духа (Тит. 2, 11-14; 3, 4-7). Евангельское чтение сообщает о Крещении Спасителя и Богоявлении (Мф. 3, 13-17).
На часах звучит тропарь и кондак предпразднства.
Тропарь предпразднства, глас 4:
Возвращашеся иногда Иордан река милотию Елиссеевою, / вознесшуся Илии, / и разделяхуся воды сюду и сюду, / и бысть ему сух путь, иже мокрый, / во образ воистинну Крещения, / имже мы текущее жития преходим шествие: / Христос явися во Иордане освятити воды.
Кондак предпразднства, глас 4:
Во струях днесь Иорданских быв, Господь / Иоанну вопиет: / не убойся крестити Мя, / спасти бо приидох / Адама первозданнаго.
Иный кондак предпразднства, глас 2:
Всех, Христе, Благоутробне, отъемляй прегрешений множество / милости ради безмерныя, / Иорданскими водами креститися грядеши, яко Человек, / одеждею мя одевая, / славы древния обнаженна люте.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *